Тіркелу   Забыли пароль?


2013/1. б. 54-61. Тулибаева Ж.М. «Рукописи истории Казахстана в фонде Бодлеанской библиотеки». «Археография және деректану ұлттық орталығының хабарлары» журналы.




Жулдыз Тулибаева

Доктор исторических наук, профессор

 

 

РУКОПИСИ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА В ФОНДЕ БОДЛЕАНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

 

 

Рукописный фонд Бодлеанской Библиотеки (Оксфорд, Великобритания) располагает богатейшими коллекциями восточных рукописей, написанных на персидском языке. Это собрание имеет исключительную ценность для изучения истории и культуры народов Казахстана и Центральной Азии. Остановимся на некоторых из них:

1) Табакат-и Насири («Насировы разряды»), Ouseley 66.

Автор - Минхадж ад-Дин Абу ‛Умар ‛Усман ибн Сирадж ад-Дин Мухаммад ал-Джузджани. Время написания труда 1261 год.

«Табакат-и Насири» - всемирная история с древнейших времен до 1260 г. Глава, посвященная монгольскому нашествию, написана Джузджани по рассказам современников, он использовал ряд не дошедших до нас трудов, что повышает научную значимость его сочинения. Источник содержит интересные сведения о сыновьях Джучи-хана: Бату (1224-1255) и Берке (1256-1266). «Табакат-и Насири» содержит два весьма интересных рассказов, подтверждающих мусульманское благочестие Берке-хана, и об отправке им послов ко двору Шамс ад-Дина Ильтутмыша (1210-1236).

2) Тарих-и Вассаф («Летопись Вассафа»), Elliot 378.

Автор труда Шихаб ад-Дин ‛Абдаллах Шараф Ширази ибн ‛Изз ад-Дин Фазлаллах Йазди (Ходжа Шихаб ад-Дин) известен также под своим придворным титулом «Вассаф» («Восхвалитель»). Труд «Тарих-и Вассаф» содержит историю правления ильханидов в Иране и некоторых современных ей правителей с 656/1258 г. до 728/1327 г. и состоит из пяти томов (муджаллад).

Сведения о тюркских и монгольских племенах, история монголов, изложение истории Хулагуидов, перекликаются с известиями из сочинения «Джами‛ ат-таварих». Ходжа Шихаб ад-Дин, хорошо разбираясь в самых различных сторонах финансовой системы Ильханидов, при описании событий, происходивших за пределами Ирана, особое внимание уделяет финансовым и экономическим вопросам. Так, например, при описании похода Хубилая в Китай, Ходжа Шихаб ад-Дин подробно останавливается на экономическом ущербе, нанесенный Китаю, монгольским завоеванием.

В «Тарих-и Вассаф» подробно описываются причины вражды между Хулагу-ханом и Берке-ханом. По словам Ходжа Шихаб ад-Дина, вследствие этой вражды, Хулагу-хан «приказал казнить всех ортаков Берке-огула, занимавшихся в Тебризе торговлею и коммерческими сделками и владевших бесчисленным и несметным имуществом, и отобрать (у них) в казну имущество, какое найдется. Между этими людьми было много таких, которые известным тебризским людям доверили капиталы и товары; после умерщвления их, имущества эти остались в руках тех, которым они были доверены. В отместку Берке-огул также умертвил (у себя) купцов из земель, (принадлежавших) к владениям ханским, и стал таким же образом поступать с ними (этими владениями). Путь для выезда и въезда и для путешествия торговых людей, как дело разумных людей, сразу был прегражден, а из сосуда времени вырвались шай¬таны смятения». 

Интересны сведения источника о проведенной переписи в Бухаре, которая показала, что «из общего числа 16000 (человек), которые были сосчитаны в самой Бухаре, 5000 (человек) принадлежало (к Улусу) Бату (1224-1255), 3000 - Кутуй-беги, матери Хулагу-хана, остальные же назывались «улуг кул», т.е. «великий центр», которым каждый из сыновей Чингиз-хана, утвердившись на престоле ханском, мог распоряжаться, как (своею) собственностью».

В сочинении «Тарих-и Вассаф» содержится перечень даров, преподнесенных Газан-хану, послами из Улуса Джучи - «соколов дальнелетных и охот¬ничьих, разные меха - белок киргизских, ласок (фенек) карлукских, горностаев славянских и соболей булгарских, кровных коней кипчакских и другие красивые подарки». В ответ Газан-хан «послов кипчакских почтил подарками и милостями, 21 сокола, которых они привезли, он передал в свой собственный охотничий дом и выдал из казны за каждого сокола на 1000 динаров жемчугу».

«Великая Яса» Чингиз-хана не дошла до нас в оригинале, только отдельные ее фрагменты сохранились в письменных памятниках. Ходжа Шихаб ад-Дин в сочинении приводит слова Газан-хана, разгневанного на многочисленность посольской свиты: «…посланнику вполне достаточно было пяти нукеров; занимать же столько почто¬вых лошадей (улаг) от пределов Дербенда, составляющего пограничную линию между нашими владениями и их илем до (нашего) местопребы¬вания в Хилле, да требовать продовольствие и фураж - значит уклоняться от исполнения правил ясака». «Тарих-и Вассаф» один из ценных источников по истории взаимоотношений Джучидов с Хулагуидами.

3) Малфузат-и Сахибкиран («Изречения Сахибкирана»), Ouseley Add. 179; Elliot 407.

Автор труда - Амир Тимур. Точная дата написания сочинения неизвестна.

В сочинении Амир Тимур перечисляет 12 необходимых правил для правления государством и подробно останавливается на каждом из них.

Первое правило посвящено вопросам религии. В сочинении утверждается, что «власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу… вот почему я [Амир Тимур] основал здание моего величия на исламе, с прибавлением к нему правил и законов, которые я точно соблюдал в продолжение моего царствования». Были обнародованы Постановления касательно религии: назначение на должности садра, казиев, выделение вакуфных земель. Строительство мечетей, медресе и ханаков.

Все подданные государства были поделены на 12 классов:

Первый класс – Потомки пророка, знаменитые ишаны и богословы

Второй класс – Люди интеллигентные и старцы

Третий класс – Люди благочестивые

Четвертый класс – Эмиры, Шайхи, офицеры

Пятый класс – Войско и народ

Шестой класс – Советники

Седьмой класс – Визири и секретари дивана

Восьмой класс – Врачи, астрологии и архитекторы

Девятый класс – Историки и летописцы

Десятый класс – Старцы, дервиши и люди, сведущие в науке о боге

Одиннадцатый класс – Мастера и ремесленники

Двенадцатый класс - Путешественники.

«Малфузат-и Сахибкиран» - важный и ценный источник для изучения истории народов Центральной Азии. В ней содержатся ценные сведения по истории взаимоотношений Улуса Джучи и Мавераннахра. Правители Улуса Джучи Бату-хан, Берке-хан имели известное влияние на Чагатайский улус, которое в первой половине XIV века даже усилилось. 

В «Малфузат-и Сахибкиран» описывается борьба Амира Тимура с кочевыми племенами из Улуса Джучи, которые со времен Бату-хана властвовали в отдельных городах и селах Мавераннахра и Туркестана.

В «Малфузат-и Сахибкиран» говорится, что Тохтамыш-хан, послал многочисленное войско в вилайет Азербайджан, что вызвало распри и смуту там. В 797/1394-95 году Амир Тимур с войском выступил в Дешт-и Кипчак, предварительно направив, народам Улуса Джучи, грамоты следующего содержания: «Кто присоединится ко мне, тот будет возвеличен, а кто вознамерится выступить против меня, тот будет повержен».

4) Матла‛ ас-са‛дайн ва маджма‛ ал-бахрайн («Место восхода двух созвездий и слияния двух морей»), Elliot 238.

Автор - Камал ад-Дин ‛Абд ар-Раззак Самарканди. Труд завершен в 875/1470-71 году и состоит из двух томов.

Первый том содержит 31 главу, начинается с рождения в 704/1305-1306 г. ильхана Абу Са‛ида, сына Улджайту до смерти Амира Тимура и вступления на престол Халил-султана (1405-1409), внука Амира Тимура в Самарканде в 807/1404-05 г. Первый том сочинения был завершен в 871/1466 году.

Второй том посвящен событиям от времени вступления на престол Шахруха, сына Амира Тимура в Герате в 807/1404-05 г. и до вторичного вступления на престол Абу-л-Гази Султан-Хусайна в 875/1470-71 г. Второй том сочинения был завершен в 875/1470-71 году.

Сочинение ‛Абд ар-Раззака Самарканди одно из наиболее ценных источников, так как содержит богатый фактический материал по истории мусульманских стран. В данном труде приводится много подробностей, которые нет в других источниках.

Согласно ‛Абд ар-Раззака Самарканди, в годы борьбы Шахруха и Улугбека с Шайх Нур ад-Дином (1400-1410) в Узбекском улусе владычествовал Чингиз-оглан, свергнутый в самом начале 1416 г. Джаббаром-берды, сыном Тохтамыша.

В 1418-19 г. власть над Узбекским улусом оспаривали Барак-оглан, сын Койричак-оглана, и Мухаммад-хан, потомок Тукай-Тимура. В конечном итоге победил  Мухаммад-хан. Барак бежал в Самарканд и нашел приют при дворе Мирзы Улугбека. Как пишет ‛Абд ар-Раззак Самарканди, Барак-оглан в 1422-23 г. овладел большей частью улуса. В 1428-29 г., во время сражения в Могулистане с Султаном Махмуд-огланом, Барак-оглан был убит.

В «Матла‛ ас-са‛дайн ва маджма‛ ал-бахрайн» содержится сведение о союзе Тохтамыш-хана с Камар ад-Дином (1362-1389) в борьбе против Амира Тимура.

После смерти Амира Тимура в начале 1406 г. Едигей (Идику), амир ал-умара Шадибека (1400-1407), захватил Хорезм. Эмир Мусака бежал, а Едигей назначил правителем Хорезма некоего эмира Инка, а при Булад-хане (1408-1410) Инка был заменен Кальджой. В 1410-11 г. в Хорезме правил малолетний сын Едигея Мубарак-шах.

В 1408-09 г. Шахрух, победив Халил-Султана, водворил свою власть в Мавераннахре. По случаю этой победы сначала в Самарканде, а затем в Герате им были устроены большие торжества, на которых присутствовали и послы, направленные из Хорезма Едигеем от своего имени и от имени Булад-хана. Послы были встречены Шахрухом с большим почетом и, как рассказывает ‛Абд ар-Раззак Самарканди, с ними в Хорезм и Дешт-и Кипчак были направлены послы Шахруха во главе с эмиром Хасаном. С гератскими послами отправлены караваны подарков Булад-хану, Едигею и Исабеку, старшему брату Едигея, занимавшего пост сахибихтияра при дворе Джучиева улуса. При этом Шахрух просил Едигея согласия на брак его дочери с Мухаммадом Джуки.

После смерти Булад-хана (1410-11г.) престолом Улуса Джучи завладел Тимур-хан. Согласно ‛Абд ар-Раззака Самарканди Едигей в 1411-12 г. бежал в Хорезм. Уджук бахадур и Газан, посланные Тимур-ханом для преследования Едигея, настигли его в местности Сам. Едигей не принял бой и бежал в Ургенч, где ему пришлось сидеть в осаде в течение 6 месяцев.

В это время в Дешт-и Кипчаке произошел очередной государственный переворот. Тимур-хан был свергнут Джалал ад-Дином султаном, сыном Тохтамыша, и бежал, так же как и Едигей, в сторону Хорезма. В дороге Тимур-хан был убит своим нукером.

Уджук бахадур и Газан, по указанию Джалал ад-Дина, вступили с Едигеем в переговоры, и последний согласился на поставленное ими условие мира: беспрекословно повиноваться Джалал ад-Дину и послать к нему во дворец одного из своих сыновей. Газан, заключив с ним мир, направился в сторону Дешт-и Кипчака. Однако Джалал ад-Дин вскоре отказался от мира с Едигеем и направил против него трехтысячный отряд под начальством Куджулая. Едигей вышел из Ургенча и наголову разгромил отряд Куджулая. В руки Едигея попало около тысячи человек пленными и богатая добыча. Пленных заковали в цепи и распределили среди населения Ургенча и под угрозой смертной казни предписали горожанам охранять и содержать их, чем вызвал большое недовольство у населения Хорезма.

5) Раузат ас-сафа’ фи сират ал-анбийа’ ва ал-мулук ва ал-хулафа’ («Сад чистоты в отношении жизнеописаний пророков, государей и халифов»). Том 5; 6; 7; 8, Elliot 310 (G.O.).

Автор - Мухаммад ибн Саййид Мухаммад ибн Амир Бурхан ад-Дин Хаванд-шах ибн Шах Камал ад-Дин Махмуд Балхи, более известный как Мирхонд. Приблизительная дата написания труда 9031498 год.

Мирхонд рассказывает, что вскоре после захвата власти Бараком в Узбекском улусе в Самарканд прибыл его посол Джумадук с известием о восшествии на престол Барак-оглана и вручил Улугбеку богатые дары. Джумадук, окруженный заботами, почетом и уважением, несколько дней побыл при Улугбеке и затем был отпущен в улус также с богатыми дарами для Барак-оглана.

Мирхонд приводит подробный перечень этих даров: вышитые золотом халаты, сабли, золотые пояса, серебряная сбруя и другое ханское снаряжение, породистые скакуны, крупная денежная сумма, барабан и знамя – символ власти. По его просьбе с послом был отправлен некий Таусак-оглан, находившийся до этого времени в числе мулазимов Улугбека. Посла сопровождал предоставленный в его распоряжение Улугбеком небольшой охранный отряд.

Однако добрососедские отношения между Мавераннахром и Дешт-и Кипчаком вскоре испортились из-за военных действий Барака, захватившего Сыгнак и посягавшего на владения Тимуридов, расположенные на Сырдарье. Это привело к вооруженным столкновениям, когда Улугбек и Мухаммад Джуки потерпели страшное поражение от Барака недалеко от Сыгнака. 

В сочинении сообщается о набегах могульских эмиров на Мавераннахр и ответный поход Тимура в 773/1371-72 гг. Следующий поход Амира Тимура состоялся в 776/1375 г. с целью разбить основные силы могульского улуса, объединенные Камар ад-Дином дуглатом. Путь войска пролегал через Сайрам в направлении Семиречья. Вперед был выслан передовой отряд (манглай) во главе с Джахангиром. Состоялось сражение, могулы потерпев поражение, бежали в направлении к р. Или.

6) Тарих-и гузида («Избранная летопись»), Ms. Pers. d. 96.

Труд завершен в 735/1334-35 году. Автор - Хамдаллах ибн Наср Мустауфи Казвини. Сочинение «Тарих-и гузида» - всеобщая история с древнейших времен до 730/1329-30 г. Труд состоит из вступления (фатиха), шести глав (баб) и заключения. Каждая глава делится на разделы (фасл).

Данное сочинение важно для изучения духовной культуры народов Казахстана и Центральной Азии. Интересные сведения содержатся в пятой главе труда, где описываются биографии знаменитых богословов и ученых людей того периода. По их трудам, получали образование, и формировалось мировоззрение представителей кочевой знати Дешт-и Кипчака.

7) Тарих-и Хафиз-и Абру («История Хафиз-и Абру»), Elliot 357.

Автор труда - Шихаб ад-Дин ‛Абдаллах ибн Лутфуллах ибн ‛Абд ар-Рашид ал-Харави, более известный как Хафиз-и Абру.

В предисловии автор перечисляет названия мест, в которых пришлось ему побывать: Мавераннахр, Туркестан, Дешт-и Кипчак, Хорасан, Ирак, Фарс, Азербайджан, Иран, Мучан, Гурджистан, Малая и Большая Армения, все области государства Рум и Шам, побережья Ефрата, Забайн, Текрит, Мосул, Дийарбакр, побережье моря Хазар, Дербенд, Ширванат, Рустамзад, Амуль, Сари, Джурджан, Гилан, Забул, Кабул, область Мансура, Синд и Хинд, Мултан, Уджа, Дели, река Ганг.

Перечисленные выше города и страны входили в завоеванные Тимуром земли, а в его походах в качестве секретаря принимал участие и Хафиз-и Абру. Некоторые из этих мест он посетил и во времена походов Шахруха уже в качестве придворного историка.

Особый интерес представляют сведения Хафиз-и Абру, содержащиеся в разделах «Общегеографическая характеристика земли», «Географический очерк Мавераннахра». В сочинении имеются сведения о Каспийском и Аральском морях; при описании рек дается характеристика Сырдарьи; в главе о горах описаны главные хребты и полезные ископаемые. Мавераннахр Хафиз-и Абру помещает в пятый климат. Затем он указывает конкретные рубежи Мавераннахра: на западе – Хорезм, на востоке – до Кашгара и Хотана между долготами 95º - 107º при исчислении от начального меридиана, происходящего через острова Халидат (Вечные острова) и между 85º - 97º - от западных берегов Африки. На юге от реки Амуйа (Амударья), на севере до области Чач между 39º - 44º северной широты.

Географические сведения по Центральной Азии даются по схеме расположения материала в его сочинении: моря и озера, реки, горы, полезные ископаемые, города и прилегающие к ним районы.

Моря и озера. Самые крупные водные объекты – Каспийское и Аральское моря. Хафиз-и Абру пишет, море, которое не соединяется с Окружающим морем (Мировой океан), считается озером. В некоторых списках рукописи описание Каспийского моря дается с приложением его карты. Хафиз-и Абру пишет, что из-за больших размеров данное озеро называют морем. Хафиз-и Абру указывает на ошибки в вариантах названий географических объектов. Перечисляя несколько вариантов названия Каспийского моря – озеро Абескун, море Джурджан (Горган), море Дербенд, море Гилан, - он отмечает, что это море также ошибочно называют Кулзум (название Красного моря). Подобные варианты автор называет народными.

Аральское море упоминается в части описания озер под названием озеро Джейхун. Дано и другое название – Хорезмское озеро, зафиксированное в ранних источниках. Сведения об Аральском море принадлежит самому Хафиз-и Абру. Он пишет о нем как о пересохшем озере из-за поворота рек Амударьи и Сырдарьи в Каспийское море.

Об остальных озерах на территории Мавераннахра автор дает общую справку и не приводит их названий. Автор пишет: В Туркестане имеется много водоемов, разных по окружности до 10 фарсахов и более.

В разделе о реках описаны в основном крупные реки Мавераннахра: Амударья, Сырдарья, Мургаб, Теджен. Вместе с другими крупными реками названы реки Чаганийан (Сурхандарья), Парак (Чирчик), Чу, Чарын, каналы Мерв и Йам.

Сырдарья описана под названием река Ходженд. Упоминаются также ее другие названия: река Сейхун, дается характеристика реки от истоков до устья: направление течения, название населенных пунктов на ее берегах (Ходжент, Фараб, Йанги) и географические координаты некоторых населенных пунктов. Автор пишет, что река от Йанги течет в хорезмскую пустыню и, соединяясь с Джейхуном (Амударьей), впадает в море Хазар (Каспийское море). Сообщение Хафиз-и Абру о повороте Сырдарьи в сторону Амударьи, больше ни в одном письменном источнике не встречается. Кроме того, автору было известно, что у Сырдарьи много притоков, хотя он приводит название двух из них: Хуршаб (Куршаб) и Ош (Акбура).

В разделе о полезных ископаемых  описаны виды полезных ископаемых на территории Мавераннахра и районы их распространения. Виды полезных ископаемых: золото, серебро, медь, олово, железо, каменный уголь, нефть, нашатырь, каменная соль. Основными районами их распространения указаны горы к югу и юго-востоку от Ферганской долины.     

В «Тарих-и Хафиз-и Абру» упоминаются следующие названия гор: Туркестанкие горы – Центральный Тянь-Шань и Алайский хребет, Бадахшанские горы – Памир, Самаркандский Гарчистан – Зарафшанский и Туркестанский хребты, горы Алакасрак – западные отроги Зарафшанского хребта, Бухарские горы – Акташские горы.

Сведения Хафиз-и Абру представляют большой интерес и в изучении тюркской топонимии Центральной Азии. Например, топоним Туркестан упоминается несколько раз: «Туркестан», «Туркестанские горы», «область Туркестан», «жители Туркестана», встречается и традиционное для ранних арабоязычных сочинений форма «билад тюрк» (страна тюрков).

В территориальном отношении топоним «Туркестан» применяется к северо-восточной, восточной и юго-восточной части Ферганской долины и прилегающим к ней в этих направлениях горным районам.

В сочинении Хафиз-и Абру отмечается широкое распространение тюркской топонимии по всей территории Мавераннахра. Такие топонимы встречаются на юге и западе края (Кызыл-рабат, Йам, Кашка, Джигдалик. Кубайсин, Аккунай, Каракак, Йалгуз-баг, Кузи-мундак, Дурбачин, Ак-сарай, Кутлуг-юрт, Тахта-карача, Чечек-ту), в центральных районах (Карабулак, Ала-касрак, Сарай, Шибирту, Караунас, Биджага-куль, Ура-Тюбе) и в северной его части (Ташкент, Отрар, Сайрам, Аксу, Карачук). Особенно большое количество тюркских географических названий перечислено по восточным районам Центральной Азии.

Перечисленные в этом сочинении географические названия показывают, что в конце XIV- начале XV века для восточных районов Центральной Азии и прилегающих к ней областей было характерно господство тюрко-монгольских топонимов. При этом большинство из них относится к тюркской лексике: Бури-баши, Ур-таг, Оданг-йар, Кок-сали, Кубас, Ит-ичмас, Алаколь, Юлдуз, Караходжа, Сугурлагу, Судкуль, Чечаклик, кунгес, Карабулак, Караташ и т.д. В сочинении встречается и древнетюркская топонимия: Сарыг-одан, Ак-суга, Булан, Ол-кушун, Эл-Порин, Ой-укуз, Шибарту, Иртыш, Кара-Ирти-Куруглук, Кула-ту, Кулан-котали.

Меньшую часть составляли тюрко-монгольские и монголо-тюркские топонимы, образовавшиеся уже после монгольского нашествия в Среднюю Азию, такие как, например: Ту-уланг, Кара-куджур, Уланг-джарлык, Амуль-куджур, Ораджако, Сичкан-дабан, Ор-дадбан, Каджарт-билджир. Встречаются топонимы, образованные на основе монгольской лексики: Иль-Могол – название области, Алан-бога – название местности, Булунгур – название местности.