Тіркелу   Забыли пароль?


Тулибаева Ж.М. Общая характеристика и классификация письменных памятников XIII-XIX вв.




Общая характеристика и классификация письменных памятников XIII-XIX вв.  

 

Тулибаева Ж.М.,

д.и.н., профессор

 ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

 

Письменные памятники Центральной Азии и Среднего Востока, важные и ценные для изучения истории казахского народа, написаны на трех языках: арабском, персидском и тюркском. Использование данных языков в культурной жизни Центральной Азии имело свои особенности. В мусульманском мире считалось, что литература, написанная на арабском языке, отличается совершенством формы, литература на персидском языке лучше передает глубину мысли, а литература на тюркском языке более приближена к жизни, отличается простотой слога и искренностью.

В IX-XII вв. в мусульманском мире в научной литературе господствовал арабский язык. На арабском языке написаны известные труды ученых Центральной Азии, таких как аль-Фараби (X в.), Абу ‘Али Ибн Сины (980-1037гг.), Абу Райхана Беруни (973-1048гг.), Махмуда Кашгари (XI в.) и др. Постепенно арабский язык в Центральной Азии, в основном, становится языком богослужения и богословской литературы. Вместо него на передний план выдвигается использование персидского языка, как языка поэзии, историографии, канцелярии и художественной литературы. В Бухарском и Кокандском ханствах персидский язык становится языком государственного делопроизводства и культуры.

До XVI в. тюркский язык преимущественно использовался в поэзии. Начиная с XVI в. появляется оригинальная литература на тюрки (чагатайский язык) и многочисленные переводы сочинений с арабского и персидского языков. В Хивинском ханстве язык тюрки был признан языком государственного делопроизводства и литературы.

В данной статье рассматриваются персоязычные письменные памятники XIII-XIX вв., созданные в Центральной Азии и сопредельных с нею странах и содержащие наиболее полные и ценные сведения по истории и культуре казахского народа.

До настоящего времени еще не разработана единая общепризнанная система классификации восточных письменных памятников. Согласно мнению известного востоковеда академика Б.А. Ахмедова, наиболее верным принципом классификации письменных памятников является их разделение по типам и видам. Б.А. Ахмедов делит письменные источники на два основных типа:

  1. Документальные источники
  2. Нарративные источники

Тип источников Б.А. Ахмедов подразделяет на следующие виды:

  1. Виды документальных источников: указы, грамоты верховных и удельных правителей; документы правительственных и подведомственных учреждений; частные акты; переписка должностных лиц и видных политических и религиозных деятелей.
  2. Виды нарративных источников: анналы (краткие погодные записи важнейших событий); исторические хроники; мемуары; биографии, историко-литературные справочники и трактаты этико-дидактического содержания[1].

С точки зрения казахстанского востоковеда В.П. Юдина персоязычные источники распадаются на несколько групп с вполне выраженной политической ориентацией. По этому признаку источники могут быть разделены на тимуридские, шейбанидские, чагатаидские (кашгарские), сефевидские и некоторые другие[2].

Однако в ходе исследовательских работ мы столкнулись с сочинениями, которых трудно отнести к какой-либо группе по политической ориентации. Они либо не имеют какую-либо политическую направленность, либо имеют противоположную направленность по отношению к правящей династии. Например, сочинения, написанные при правлении династии Мангытов, но антимангытского направления. Труд Мирзы Мухаммад ‘Абд ал-Азим Сами Бустани «Та’рих-и салатин-и Мангитиййа» посвящен правлению династии Мангытов, в основном, времени правления эмира Музаффара (1860-1885гг.) и имеет ярко выраженную оппозиционную окраску.

На мой взгляд, классификация персоязычных источников по истории казахов и Казахстана XIII-XIX вв. по территориально-временным, типовым и тематическим признакам, позволяют создать наиболее стройную и удобную схему их систематизации. Согласно территориально-временного принципа классификации персоязычные письменные памятники, содержащие сведения по истории казахского народа XIII-XIX вв., можно систематизировать по следующим группам - хулагуидские, тимуридские, шейбанидские, бабуридские, сефевидские, аштарханидские, мангытские, кокандские источники.

Дошедшие до нас хулагуидские письменные памятники создавались во время царствования в Иране ильханов Хулагуидов (1256-1353гг.). Государство Хулагуидов охватывало все Иранское нагорье вместе с нынешним Афганистаном (кроме Балха, который входил в улус Чагатая), Мервский оазис, Ирак Арабский, Дзажиру (Верхнюю Месопатамию), Иранский Азербайджан, Арран и Ширван, Армению с Курдистаном и восточную часть Малой Азии (Рум) до р. Кызыл-Ирмак. В 1295 г. ильханы приняли ислам и отказались признавать власть великого хана – язычника. Первоначальной столицей Хулагуидов являлась Марага, затем столица была перенесена в Тебриз, а с начала XIV в. столицей становится Султанийа близ Казвина.

По распоряжению правящей династии были написаны многочисленные сочинения, такие как «Тарих-и Джахангушай» ‘Ала’ ад-Дина ‘Ата Малика ибн Баха’ ад-Дина Мухаммада ал-Джувайни, «Джам’ ат-таварих» Рашид ад-Дина Фазлаллаха ибн ‘Имад ад-давла Абу-л-Хайра Хамадани, «Раузат авли ал-албаб фи ат-таварих ва ал-ансаб» («Та’рих-и Банакати») Абу Сулеймана ибн Дауда ибн Абу-л-Фазл Мухаммада ибн Давуда ал-Банакати, «Китаб таджзийат ал-амсар ва тазджийат ал-а’сар» («Тарих-и Вассаф») Шихаб ад-Дина ‘Абдаллах Шарафа Ширази ибн ’Изз ад-Дина Фазлаллаха Йазди (Ходжа Шихаб ад-Дин), «Тарих-и гузида» и «Нузхат ал-кулуб»  Хамдаллаха ибн Абу Бакра ибн Ахмада ибн Насра Мустауфи Казвини.

По типу все хулагуидские источники, содержащие сведения по истории казахов и Казахстана, относятся к нарративным сочинениям.

По виду нарративных сочинений, хулагуидские источники, в основном представлены историческими хрониками.

Согласно изложению материала хулагуидские исторические хроники можно отнести к группе всеобщих историй. Авторы нарративных сочинений придерживались традиционных форм композиции. Историческое сочинение обычно состояло из трех компонентов: вводной части, основного текста и заключения. Нарративные сочинения по всеобщей истории обычно состояли из нескольких томов (муджаллад), тома подразделялись на большие главы (баб, макала) или части (кисм, дафтар), которые в свою очередь делились на разделы (фасл, максад, табака) и рассказы (дастан).

Отдельные тома произведений нередко имели свое собственное название. Ярким образцом сочинения по всеобщей истории является труд «Джам’ ат-таварих». Первый том сочинения имеет собственное название «Тарих-и мубарак-и Газани», третий том «Джам’ ат-таварих» также известен под собственным названием «Сурат-и акалим ва масалик-и мамалик».

Текст нарративных сочинений также различается по структуре подачи материала: хронологический, политико-региональный, тематический. 

Хулагуидские источники являются основными письменными памятниками для изучения истории казахов и Казахстана XIII-XIV вв. Монгольское завоевание полностью изменило политическую и этническую картину Центральной Азии. Территория нынешнего Казахстана вошла в состав трех монгольских улусов. В состав улуса Угедея вошли северо-восточные земли страны. В состав улуса Джучи вошли степные просторы севера страны и вся местность от верховьев Иртыша к оз. Ала-Куль и дальше на запад к Или и Сырдарье. В состав улуса Чагатая вошли земли Южного и Юго-Восточного Казахстана.

Тимуридские письменные памятники охватывают период правления Амир Тимура (1370-1405гг.) и династии Тимуридов (1370-1506гг.), отдельные представители которых управляли Мавераннахром, современным Афганистаном, Ираном, Азербайджаном и Ираком. Сын и наследник Амир Тимура Шахрух (1409-1447гг.) перенес столицу государства из Самарканда в Герат.

К тимуридским источникам относятся следующие сочинения: «Тузук-и Темури» Амира Тимура,  «Зафар-наме» Низам ад-Дина Шами, «Мунтахаб ат-таварих-и Му‘ини» Му‘ин ад-Дина Натанзи, «Зафар-наме» Шараф ад-Дина ‘Али ибн Шайх Хаджи Йазди, «Тарих-и арба’ улус» Мирзы Улугбека, «Му‘изз ал-ансаб», «Маджма‘  ат-таварих-и султанийа» и «Тарих-и Хафиз-и Абру» Шихаб ад-Дина ‘Абдаллаха ибн Лутфуллаха ибн ‘Абд ар-Рашида ал-Харави (Хафиз-и Абру), «Масалик ал-мамалик» Абу-л-Хасана Са‘ид ‘Али ал-Джурджани, «Муджмал-и Фасихи» Фасих Ахмад ибн Джалал ад-Дин Мухаммад ал-Хавафи, «Матла’  ас-са’дайн ва маджма’ ал-бахрайн» Камал ад-Дина ‘Абд ар-Раззака ибн Джалал ад-Дина Исхака Самарканди, «Раузат ас-сафа фи сират ал-анбийа ва ал-мулук ва ал-хулафа» Мухаммада ибн Саййид Мухаммада ибн Амир Бурхан ад-Дина Хаванд-шаха ибн Шах Камал ад-Дина Махмуд Балхи (Мирхонд), «Ма’асир ал-Мулук» и «Хабиб ас-сийар фи ахбар афрад ал-башар» Гийас ад-Дина Мухаммада ибн Ходжа Хумам ад-Дина Мухаммада ибн Ходжа Джалал ад-Дина ибн Ходжа Бурхан ад-Дина Мухаммада Хусайни Ширази Херави (Хондамир).

По типу все тимуридские источники, содержащие сведения по истории казахов и Казахстана, относятся к нарративным сочинениям.

По виду нарративных сочинений, тимуридские источники представлены историческими хрониками, анналами, мемуарами, биографиями.

Согласно изложению материала тимуридские исторические хроники можно отнести к группе всеобщих и династийных историй.

Сочинения по всеобщей истории: «Мунтахаб ат-таварих-и Му‘ини», «Маджма‘  ат-таварих-и султанийа», «Раузат ас-сафа фи сират ал-анбийа ва ал-мулук ва ал-хулафа». Четвертый том «Маджма‘  ат-таварих-и султанийа» имеет свое собственное название «Зубдат ат-таварих-и Байсунгури».

Династийные тимуридские сочинения можно разделить на две подгруппы. Авторы первой подгруппы посвящают свои сочинения описанию правления какого-либо одного представителя династии, например, такие сочинения, как «Зафар-наме», «Зафар-наме-йи Темури» освещают жизнедеятельность Амир Тимура. Авторы второй подгруппы описывают годы правления целого ряда представителей какой-либо династии, следующих один за другим. Сочинение «Тарих-и арба’ улус» посвящено истории правления Чингиз-хана и его потомков.

Тимуридские нарративные сочинения - важные и надежные источники по общественно-политической истории Дешт-и Кипчака и Туркестана. Тимуридские письменные памятники описывают неурядицы в Дешт-и Кипчаке, приведшие к образованию на ее территории ряда независимых государств, правители которых правили одновременно с ханом, сидевшем в Сарае. Ценны данные сочинений о военно-политических взаимоотношениях Дешт-и Кипчака с Мавераннахром и Ираном. Особую историческую значимость представляют сведения тимуридских сочинений о правителях, сидевших на престоле Могулистана, и имена 39 ханов, царствовавших в Дешт-и Кипчаке.

В начале XVI в. кочевники из Дешт-и Кипчака под предводительством Мухаммада Шейбани-хана (1500-1510гг.) вторглись в Мавераннахр. Овладев Мавераннахром и Хорасаном за 1501-1506 гг., установили господство новой династии Шейбанидов (1506-1601гг.). Столицей государства становится г. Бухара.

За период правления Шейбанидов написаны многочисленные сочинения, к ним относятся: «Фатх-наме» Мулла Мухаммада Шади, «Шейбани-наме» и «Футухат-и хани» Маулана Камал ад-Дина ‘Али ибн Мухаммада Беннаи Харави Хали (Беннаи), «Мехман наме-йи Бухара» Фазлаллаха ал-Амина ибн Рузбехана ал-Хунджи аш-Ширази ал-Исфахани (Ходжа Маулана Исфахани), «Бадаи‘ ал-вакаи‘» Зайн ад-Дина Махмуда ибн ‘Абд ал-Джалила (Васифи), «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани» Мас’уди ибн Усман-и Кухистани, «Зафар-наме» Мулла Мурада Мукими, «Шараф-наме-йи шахи» Хафиз Таниша ибн Мир Мухаммада ал-Бухари,  «Мусаххир ал-билад» Мухаммад-Йара ибн Араб Катагана.

По типу все шейбанидские источники, содержащие сведения по истории казахов и Казахстана, относятся к нарративным сочинениям.

По виду нарративных сочинений, шейбанидские источники представлены историческими хрониками, мемуарами, биографиями.

Согласно изложению материала шейбанидские исторические хроники можно отнести к группе всеобщих и династийных историй. «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани» - сочинение по всеобщей истории.

Авторы династийных сочинений «Фатх-наме», «Шейбани-наме», «Футухат-и хани», «Мехман наме-йи Бухара»  освещают жизнедеятельность Мухаммад Шейбани-хана; сочинения «Зафар-наме», «Шараф-наме-йи шахи» посвящены ‘Абдаллах-хану II (1557-1598гг.). Автор «Мусаххир ал-билад» описывает годы правления различных представителей из династии Шейбанидов и первых Аштарханидов, следующих один за другим.

Шейбанидские письменные памятники - ценные источники по изучению общественно-политической истории казахов и Казахстана XVI-XVII вв. В них содержатся важные сведения о казахских владетелях: Бурундук-хане, Касым-хане, Тахир-хане, Джаниш-султане, Ахмад-султане, Таниш-султане, Хакк-Назар-хане, Мунгатай-султане, Дин-Мухаммад-султане, Дарвиш-хане, Барак-хане, Шигай-хане, Таваккул-хане. Шейбанидские источники подробно описывают взаимоотношения Шейбанидов с казахскими ханами и султанами, в которых военные конфликты перемежались периодами сотрудничества и дружбы, заключения династических браков.

Династия Бабуридов правила в Индии с 1526 по 1858 годы. Основоположником династии является Захир ад-Дин Мухаммад Бабур (1526-1530гг.).

К бабуридским источникам относятся сочинения: «Тарих-и Рашиди» Мирза Мухаммад Хайдара ибн Мухаммада Хусайн-курекана, «Тарих-и Кипчак-хани» Ходжам Кули-бека Балхи, «Силсилат ас-салатин» Хаджи Мир Мухаммада Салима ибн Мухаммада Рустам-султана.

По типу все бабуридские источники, содержащие сведения по истории казахов и Казахстана, относятся к нарративным сочинениям.

По виду нарративных сочинений, бабуридские источники, в основном представлены мемуарами и историческими хрониками.

Мирза Мухаммад Хайдар ибн Мухаммад Хусайн-курекан в 1543-1546 гг. в Кашмире написал свой знаменитый историко-мемуарный труд «Тарих-и Рашиди» - ценный источник по истории Центральной Азии, Кашгара, Афганистана, Индии и Тибета.

Согласно изложению материала бабуридские исторические хроники можно отнести к группе всеобщих и династийных историй. По поручению правителя Пенджаба ‘Абд ас-Самад-хана в 1724 г. было написано сочинение «Тарих-и Кипчак-хани». Автор сочинения Ходжам Кули-бек Балхи писал свой труд в течение шести лет, в нем излагаются события от «сотворения мира» до 1724 г. Труд «Силсилат ас-салатин» составлен в 1730 г. по указу Бабурида Насир ад-Дина Мухаммад-шаха (1719-1748гг.). По содержанию «Силсилат ас-салатин» – династийная история, посвященная древним тюркам, монголам, Тимуридам, Шейбанидам и Аштарханидам. Даты важнейших событий приведены по дням и числам, точно указывается время правления государей.

Бабуридские источники содержат интересные и разнообразные данные о многосторонних взаимоотношениях Аштарханидов с казахскими ханами и султанами. Особенно ценны и важны сведения бабуридских источников о первых казахских ханах.

При правлении династии Сефевидов (1502-1736гг.) в Иране создаётся ряд исторических произведений, представляющих интерес для изучения истории казахского народа. К таким источникам относятся «Ахсан ат-таварих» Хасан-бека Румлу, «Хафт иклим» Амин Ахмада Рази, «Тарих-и аламара-йе Аббаси» Искандар-бека Туркмана.

По типу все сефевидские источники, содержащие сведения по истории казахов и Казахстана, относятся к нарративным сочинениям.

По виду сефевидские источники представлены историческими хрониками, биографиями.

Согласно типам изложения материала сефевидские исторические хроники можно отнести к группе всеобщих и династийных историй. «Ахсан ат-таварих»  - сочинение по всеобщей истории; «Тарих-и аламара-йе Аббаси» - династийная история; «Хафт иклим» - географическо-библиографическая энциклопедия.

Сефевидские источники содержат фрагментарные, тем не менее, весьма ценные сведения по истории казахов второй половины XVI века.

Аштарханидские письменные источники излагают историю бухарских ханов из династии Аштарханидов (Джанидов). Территория государства Аштарханидов (1601-1753гг.) простиралась от пределов Дешт-и Кипчака до Балха, с входившими в нее округами Кундуза, Джузгуна (Файзабада), Шебергана и другими современными районами Северного Афганистана. Фергана входила в состав их владений до г. Узгенда включительно. На севере владения Аштарханидов захватывали Сайрам с долиной Таласа и г. Туркестан. Столицей государства являлась Бухара.

Аштарханидские источники: «Имамкули-хан-наме» Сухайла, «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» Махмуда ибн Вали, «‘Аджа’иб ат-табакат» Сейид Мухаммеда Тахира ибн Абу-л-Касима, «Тарих-и Саййид Раким» Амир Саййида Шарифа Ракима Самарканди, «Убайдаллах-наме» Мир Мухаммада Амини Бухари, «Та’рих-и Абу-л-Файз-хани».

По типу аштарханидские письменные памятники, содержащие сведения по истории казахов и Казахстана, относятся к нарративным и документальным источникам.

По виду аштарханидские нарративные источники представлены историческими хрониками, историко-литературными справочниками, биографии. Виды документальных аштарханидских источников: указы верховных и удельных правителей; переписка видных политических и религиозных деятелей.

Согласно изложению материала аштарханидские исторические хроники можно отнести к группе всеобщих и династийных историй.

«Имамкули-хан-наме», «Убайдаллах-наме», «Та’рих-и Абу-л-Файз-хани» - династийные истории и посвящены правлению Аштарханидов Имамкули-хана (1611-1642гг.), Убайдаллах-хана (1702-1711гг.) и Абу-л-Файз-хана (1711-1747 гг.).

«Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» обширный труд энциклопедического характера по космографии, астрологии, минералогии, растениеводству, ветеринарии, исторической географии и всеобщей истории до середины XVII в.

«‘Аджа’иб ат-табакат» - космографическое и географическое сочинение, содержащее разделы, посвященные истории пророков, астрологии.

В «Тарих-и Саййид Раким» излагаются в хронологическом порядке исторические и биографические сведения, относящиеся главным образом к правителям, духовным лицам, писателям Средней Азии. В нем описаны события от 1336 г. до 1645 г. В каждом разделе автор следует определенной схеме: подробная родословная хана и султана, приход к власти, перечисление важнейших политических событий, связанных с его правлением, изложение обстоятельства его смерти. Почти в каждом разделе приводятся имена государей, которые в его время правили в соседних странах, а также современных ему  известных людей.

Данные аштарханидских источников позволяют точнее и полнее осветить родословные Шейбанидов и Аштарханидов. Письменные памятники содержат важные, а порой уникальные сведения о казахских ханах, в частности о Турсун-Мухаммаде, правившем в Ташкенте в начале XVII в., о султане Абулай, правившем в Ахси и Андижане, деятельности Ишим-султана. Интересны данные аштарханидских источников о союзе казахов с каракалпаками и об их совместной борьбе за Туркестан, Сайрам, Ташкент, Ахсикент и Андижан в 1603-1605 гг.; о союзных отношениях казахов с киргизами против Аштарханидов.

Начиная с 20-х гг. XVIII в. власть в Бухарском ханстве сосредотачивается в руках мангытских эмиров. В 1747 г. Мухаммад Рахим-бий организовывает убийство Абу-л-Файз-хана (1711-1447гг.) последнего из ханов - Аштарханидов и становится полновластным правителем Бухары. С  согласия духовенства и знати Мухаммад Рахим-бий в 1753 г. вступил на бухарский престол с титулом эмира.

Мангытская династия (1753-1920гг.) была последней правящей династии Бухарского ханства (XVI-XX вв.) и за период его существования были написаны такие сочинения, как «Тухфат ал-хани» Мухаммада Вафа ибн Мухаммада Захир Карминаги, «Тадж ат-таварих» Мухаммада Шарифа ибн Мухаммада Наки, «Хака’ик ал-умур» Мир ‘Абд ал-Карима Бухари, «Та’рих-и амир Хайдар» Муллы Ибадаллаха и Муллы Мухаммада Шарифа, «Махазин ат-таква фи та’рих ал-Бухара» Мухаммада Хусайна ибн Амира Шах Мурада, «Таварих-и аваил ва авахир» Му’ин ад-Дина, «Фатх-наме-йи султани» Мухаммада Мир ‘Алима Бухари, «Та’рих-и амиран-и мангитиййа» Мухаммада Йа’куба, «Та’рих-и салатин-и Мангитиййа» Мирзы Мухаммада ‘Абд ал-Азима Сами Бустани, «Сийахат-наме-йи Саййид Ахмад Ходжа», «Тарих-и Салими» Мирзы Салим-бека ибн Мухаммад-Рахима, «‘Айн ат-таварих» Хаджи ‘Абдал’азим Шар’и Бухари, «Тухф-е ахл-е Бухара» Мирзы Сирадж ад-Дина ибн Хаджи Мирза ‘Абдуррауфа.

По типу все мангытские источники, содержащие сведения по истории казахов и Казахстана, относятся к нарративным сочинениям.

По виду нарративных сочинений, мангытские источники, в основном представлены историческими хрониками, мемуары, анналы.

Согласно изложению материала мангытские исторические хроники можно отнести к группе всеобщих и династийных историй. Сочинение «Тадж ат-таварих» относится к всеобщим историям. Династийные истории: «Тухфат ал-хани», «Та’рих-и амир Хайдар», «Таварих-и аваил ва авахир», «Фатх-наме-йи султани», «Та’рих-и амиран-и мангитиййа», «Та’рих-и салатин-и Мангитиййа», «Тарих-и Салими». Сочинения мемуарного характера: «Хака’ик ал-умур», «Махазин ат-таква фи та’рих ал-Бухара», «Сийахат-наме-йи Саййид Ахмад Ходжа», «Тухф-е ахл-е Бухара». Анналы: «‘Айн ат-таварих».

Мангытские источники содержат сведения о казахском народе, в основном, упомянутые в связи с политическими событиями, происходившими в среднеазиатских ханствах.

В начале XVIII вв. в Ферганской долине возникает новое государственное объединение – Кокандское ханство, просуществовавшее до 1876 г. С образованием Кокандского ханства создаются многочисленные нарративные сочинения, посвященные её истории: «Мунтахаб ат-таварих», «Тарих-и джадида-йи Тошканд», «Хуласат ул-ахвал», «Умар-наме» и др.

Кокандские источники сообщают разнообразные сведения по истории и культуре казахского народа. Персоязычные сочинения содержат интересные фактические данные о казахских племенах, живших на территории среднеазиатских ханств, о родоплеменном составе казахского населения отдельных районов.

Персоязычные нарративные источники можно подразделить на светские и духовные (агиографические) сочинения.

Агиографические сочинения содержат жизнеописания святых, духовные трактаты. К агиографическим сочинениям относятся: «Рисала-йи кудсиййа», «Фасл ал-хитаб», «Тахкикат», «Силсила-йи тарики ходжаган», «Насимат ал-кудс мин хада’ик ал-унс», «Рассказы о жизни Саййид Ата», «Биографии шейхов Накшбандиййа и Муджаддиййа», «Рашахат ‘айн ал-хайат», «Трактат о святых Мадинат ал-Байда и Испиджабе» и др.

Выявление характерных черт сообщений персоязычных источников по истории казахов и Казахстана XIII-XIX вв. позволило прийти к следующим выводам:

- не все периоды истории казахов XIII-XIX вв. получили одинаковое отражение в персоязычных сочинениях;

- сравнительно лучше обеспечена свидетельствами источников внешнеполитическая деятельность казахов и их разносторонние связи с соседними народами Центральной Азии;

- данные по социально-экономической истории казахов исследуемого периода малочисленны;

- имеются многочисленные сведения персоязычных сочинений по исторической географии Казахстана.

Все приводимые в персоязычных источниках сведения по истории казахского народа дополняют или подтверждают данные, содержащиеся в других источниках, позволяют расширить, углубить многие представления, сложившиеся на базе изучения преимущественно русских архивных документов. В результате всестороннего научного исследования персоязычных материалов можно реконструировать этапы развития исторических взаимосвязей казахов с Мавераннахром и Ираном, которые недостаточно освещены в русских нарративных и актовых материалах.

При критическом изучении сведений персоязычных нарративных сочинений, с привлечением материалов из других письменных и устных источников, исследуемые персоязычные письменные источники могут стать надежной источниковой базой для изучения истории казахов и Казахстана XIII-XIX вв., так как написаны они, в основном, непосредственными участниками и свидетелями тех событий.

В целом сведения восточных нарративных сочинений по истории и культуре казахского народа, включая уже введенные в научный оборот, до сих пор не систематизированы и не изучены с достаточной полнотой и последовательностью.

 

 

 

[1] Ахмедов Б.А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI-XVIII вв. (Письменные памятники), Ташкент, 1985, С. 4.

[2] Юдин В.П. Центральная Азия в XIV-XVIII веках глазами востоковеда, Алматы, 2001, с. 22.