Тіркелу   Забыли пароль?


Оразалина Ж.Е. К вопросу об основных факторах формирования политической платформы казахской интеллигенции на начало ХХ века.




К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ КАЗАХСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НА НАЧАЛА ХХ ВЕКА

 

Оразалина Ж.Е.,

Кокшетауский Государственный университет им. Ш.Уалиханова

 г. Кокшетау

 

 

Начало ХХ века в Казахстане характеризуется сложением кризисной ситуацией. Произвол российской военно-монархической системы управления, объявление территории Казахстана государственной собственностью Российской империи, насильственное вытеснение казахского населения с плодородных земель, глубокий застой традиционного казахского хозяйства, различные препятствия в развитии  культуры нации -  проявления сложившегося к этому периоду кризисного положения.  Актуальным стал  вопрос об активной борьбе в целях защиты коренного населения Казахстана от российского самодержавия. Именно в этот период возникла насущная необходимость в политической силе,  которая способна  повести народ  за собой и освоить  новые способы  борьбы  в соответствии  со сформировавшимися  новыми условиями. В начале ХХ века в Казахстане этой политической силой стала национальная интеллигенция. 

Огромное влияние на формирование политической платформы национальной интеллигенции края оказала первая российская революция 1905-1907 гг.   Общественно-политические события этого периода способствовали новому качественному подъёму национально-освободительного движения, сплочению демократических сил. Именно в эти годы во весь голос заявила о себе как выразительница интересов казахского народа национальная интеллигенция, бесспорным лидером которой стал Алихан Букейханов. Осенью 1905 года в Москве состоялся Учредительный съезд российских либералов, на котором было провозглашено образование конституционно-демократической партии (кадетов). А.Букейханов был избран делегатом на съезд от Омска. В конце 1905 года в городе Уральске состоялся съезд пяти областей Казахстана по созданию «Казахской конституционно-демократической партии», на базе которой позднее оформилась  партия «Алаш». Немаловажно отметить, что большинство исследователей объясняют влияние кадетов тем, что немалая часть национальной интеллигенции получила высшее образование в столичных вузах. Многие из них вступили в ряды кадетской партии, которая на 90% состояла из интеллигентов [1].

В этот сложный период происходило формирование политической платформы видного общественно-политического деятеля Северного Казахстана Мамбет-Али Сердалина. Его активная общественная деятельность  в казахском крае особенно привлекала  внимание со стороны властей. Так, согласно архивным данным, в сведениях за октябрь месяц 1905 г. о М.Сердалине сообщалось, что он «имеет знакомства и связи с купцами города Кокчетава 2-ой гильдии Соколовым, Кузнецовым и Шаймардановым». Далее в документе даётся общий результат наблюдения, а именно «в политическом отношении сомнительный» [2].

Действительно, имеются  некоторые сведения о том, что  в 1904 г. он был переводчиком, у открывавшего золотой прииск недалеко от озера Жокей (в Котуркольской волости Кокчетавского уезда), английского золотоискателя Штернберга. В 1905-1906 гг. он вместе со  Штернбергом побывал в Лондоне, именно в этом путешествии  Мамбет-Али был одет как англичанин: на нем был английский плащ,  на голове цилиндр, так он снялся на фотокарточку  [3].

 Однако прессинг со стороны властей не остановил политическую деятельность М.Сердалина. По приезду в Кокчетав, он установил связь с политическими ссыльными: Ф.Иваницким, Э.Красуцким, А.Яковлевым, а также  с членами социал-демократической партии П.Горбуновым, Е.И.Зеленским.  Мамбет-Али принимал участие в нелегальных собраниях  социал-демократов, в дальнейшем  вступает в их ряды [4].  Помимо этого, он  поддерживал связь с известными и уважаемыми кокшетауцами такими как, Науан-Хазрет (Таласов), Ш.Косшыгулов, А.Турлыбаев,  которые  искренне болели душой за страдания своего народа и не боялись, открыто противостоять колониальной политике метрополии.

Формирование политических взглядов и начало общественной деятельности одного из виднейших  представителей казахской интеллигенции Халела Досмухамедова пришлось как раз на период революционных событий 1905-1907 гг. В это время он являлся студентом  Военно-медицинской академии в Петербурге.  В письменных показаниях Х.Досмухамедова от 14 сентября 1931 г.  указывается: «Я  приехал в Петербург накануне первой русской революции. Это было время всё более частых акций протеста со стороны демократических сил, в которых  участвовало  и студенчество. Я знакомился  с программами различных политических партий. Ни меня, никого из других студентов-казахов не удовлетворила ни одна из программ.  …В 1905-1906 гг.  я с группой студентов, проводя в городе Уральске агитационную работу, разъяснял народу суть происходящих событий. Опубликовал свои статьи в газетах «Фикр» и «Уральский листок».  В 1906 г.,  во время работы в отдалённых аулах, попал в поле зрения полиции и на политическую деятельность был наложен запрет» [5].  

Важную роль в становлении общественно-политических взглядов национальной интеллигенции сыграло непосредственное участие  казахов-депутатов в Государственной Думе.  Выборы в первую Государственную думу в Казахстане начались весной 1906 года. Согласно архивным данным, самым напряжённым периодом избирательной кампании стали апрель - май. Определённые трудности в проведении выборов и участии в них народных масс оказало объявление в этот период в крае военного положения  [6].

Несмотря на ограничения и неравенство при выборах в первую Государственную думу от казахского населения были избраны следующие представители: от Тургайской области  -  А.К.Биримжанов, от Уральской  - А.К.Кальменов, от Уфимской  -  С.Жанториев, от Астраханской  -  Б.Кульманов и  Д.С.Ноян-Тундутов, от Акмолинской  - Ш.Косшыгулов, от Семиреченской области  -  А.Н.Букейханов.

Однако существование первой Государственной думы было не долгим (73 дня).  8 июня 1906 года, опасаясь больших демократических перемен, Указом царя дума была распущена. Но казахи-депутаты успели выразить чаяния своего народа и выступить в защиту их интереса. Недолгое существование первой Государственной думы имело огромное историческое значение не только для России, но и для Казахстана. Как бы то ни было,  царское правительство было вынуждено объявить о выборах новой думы.

Вторая Государственная дума начала свою работу 20 февраля 1907 года. В её состав от Акмолинской области был избран Ш.Косшыгулов, от Тургайской  -  А.К.Биримжанов, Семиреченской  - М.Тынышпаев, Сырдарьинской  -  Т.Аллабергенов, Уральской  - Б.Каратаев, Астраханской  -  Б.Кульманов. Однако 3 июня 1907 года была распущена и II Государственная дума. Этим же числом Его Императорское Величество лишило казахское население права избираться в III  и  IV  Государственные думы.

При всей непродолжительности работы Государственной думы I  и  II  созывов депутаты-казахи всё же влияли на решение государственных проблем в области аграрной политики, водного хозяйства, наряду с этим участвовали в обсуждении вопросов национальных отношений.

Большую роль в становлении общественно-политических взглядов казахской интеллигенции сыграло петиционное движение, активно развернувшееся в период подготовки к выборам в первую Государственную думу. В петиционных письмах были представлены основные общественно-политические требования, которые выражали чаяния казахского общества. 26 июня 1905 года на Кояндинской ярмарке  по инициативе А.Букейханова группа казахских интеллигентов (А.Байтурсынов, М.Дулатов, Ж.Акпаев, М.Бекметов) составила петицию от имени народа в Петербург со следующими требованиями: «… 1) прекратить религиозные притеснения казахов; 2) организовать обучение на родном языке; 3) учредить газеты на казахском языке; 4) прекратить поток переселенцев и ввести закон о принадлежности земли казахам; 5) прекратить выселение казахов с их исконных земель; 6) пересмотреть «Степное положение» (от 25 марта 1891 года); 7) законодательным путём сделать возможным ведение делопроизводства в волостных канцеляриях и судах на казахском языке; 8) ввести положение о введении судебных процессов на казахском языке; 9) сократить число чиновников и урядников; 10) положить конец ссылкам властью генерал-губернатора; 11) допустить казахских депутатов в верховные  органы власти …»   [7].

Немаловажное значение  в становлении общественно-политических взглядов и позиций имеет развитие национальной печати в крае. Передовая казахская интеллигенция начала ХХ века считала главным в своей политической деятельности защиту как национальных, так и общечеловеческих ценностей. В первом номере газеты «Казах», которая начала издаваться со 2 февраля 1913 года, отмечалось: «Цель этой газеты защищать интересы народных масс, способствовать распространению науки и культуры среди казахов, знакомить с жизнью и достижениями других народов. Во имя выполнения этой задачи  - разъяснять народу суть издаваемых правительством и властями законов, указов и прочих директивных документов, давать сведения о работе Государственной Думы и Государственного Совета; знакомить с новостями, которые происходят у нас и за рубежом; освещать прошлое и настоящее казахов; предлагать советы по торговле, повседневной работе, быту, земледелию и животноводству;  направлять работу школ и медресе и оказывать содействие развитию просветительского дела,  искусства, языкознания и литературы, пропагандировать медицину и ветеринарное дело» [8].

В период   национально-освободительного движения 1916 года произошел экзамен на политическую зрелость казахского народа, в котором главную роль сыграла национальная интеллигенция. Позиция алашской  интеллигенции исходила, прежде всего, из идеи сохранения  казахского этноса, его выживания в сложный, полный драматическими событиями период. Казахская  интеллигенция яснее других представляла, что  неповиновение народа царскому указу будет использовано в целях геноцида [9].  События 1916 года показали необходимость национальной консолидации, значимость защиты общенациональных интересов. Видный казахстанский исследователь Козыбаев М.К. считает, что национальная революция 1916 года ускорила февральские события 1917 года, тем самым, выступая как бы  вторым актом разрешения российского кризиса, в том числе национального [10]. 

Стремительное развитие политических событий 1917 года завершились оформлением первых национальных партий «Алаш» и «Үш жүз».  Объявление партии «Алаш», разработка политической программы, консолидация демократических сил в 1917 году свидетельствуют о формировании политической платформы казахской интеллигенции. 

Определяющее значение в формировании политической платформы интеллектуальной элиты казахской степи в начале ХХ века сыграло светское образование, полученное в высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Киева, Варшавы, учительских семинарий и других учебных заведений  Оренбурга, Омска, Уфы, Троицка  и других городов.  По различным данным, число казахов, имеющих высшее образование, к октябрю 1917 г. составляло от 50-60 до 100-120 человек. Среди них нам известны казахи-учёные, которым были присвоены звания магистров наук: Акпаев Жакып (магистр права Петербургского университета), Кулмаханов Бахтыгирей (магистр словесности Петербургского университета), Ниязов Бахтыгирей (магистр права Казанского университета).

Так, по данным исследователей Г.Ахмедова, Г.Султангалиевой, В.Григорьева и М.Койгельдиева, с 20-х гг. XIX века по 1917 год в Казанском университете обучалось около 30 казахов, в конце XIX- начале ХХ вв. в Петербургском университете  - около 20. Среди них А.Букейханов, Б.Каратаев, Б.Кулманов, Б.Сыртанов, А.Турлыбаев, Ж.Досмухамедов, М.Шокай, Ж.Акпаев и др.  В Санкт-Петербургском университете получили высшее образование около 20 казахских студентов, среди которых ставшие впоследствии видными общественными и политическими деятелями  Б.Каратаев, М.Чокаев, Ж.Акбаев, Ж.Досмухамедов, А.Турлыбаев, Б.Сыртанов,Б.Кулманов, С.Жанайдаров и другие.  С золотой медалью окончил Семипалатинскую гимназию, а затем Томский технологический институт  А.Ермеков. Казахская молодежь обучалась также и за границей, так до 1917 г.,  получили духовное образование в Стамбуле  А.Гайсин, С.Шанов, Д.Келбаев, М.Турганбаев, А.Машаев. В  Варшавском ветеринарном институте учился и окончил Ж .Султанбаев. По неполным данным, до революции  около 120 казахов имели высшее образование, около 700  -  среднее  [11].

Казахи-выпускники учебных  заведений России, возвращаясь в родные аулы и города, передавали знания, просветительский дух своим землякам. Именно из этого поколения к началу ХХ века сформировалась блестящая плеяда казахской интеллигенции, сыгравшая огромную роль в образовании первой национальной политической партии «Алаш».

Таким образом, 1905-1917 годы являются этапом формирования политической платформы национальной интеллигенции. Анализ исторически сложившихся факторов показал, что главной заслугой казахской интеллигенции начала ХХ века заключалась в её политической деятельности в работе Государственной думы, которая дала реальную возможность новым парламентским путём добиваться внесения поправок в законодательные документы, касающиеся казахского народа. Посредством изучения российских законов и правительственных актов казахская интеллигенция приобрела навыки и умения аргументировано выражать свои мысли в обращениях и заявлениях.  Своеобразным итогом формирования политической платформы казахской интеллигенции, безусловно, явилось образование партии «Алаш». В целом, история «Алаш» заложила основы национального самоопределения на заре ХХ века. Исторический опыт Алаш о суверенитете, национальном мире, президентском правлении, правовом светском демократическом государстве, об отделении религии от государства и др.  -  имеют большое значение в современном независимом развитии Казахстана.

Список использованной литературы:

 

  1. Какенова Г.М. Алашская интеллигенция в истории Казахстана начала ХХ века. Астана, 2003, С.39.

 

  1. Государственный архив города Кокшетау Акмолинской области Ф.714, Оп.2,Д.7, л.3,20

 

  1. Искаков Б. Жизнь, прошедшая в изгнании // Наука и труд, 1981, №2, С.8

 

  1. Абуев К.К. Мамбет-Али.// Степной маяк,1990, 7 июля, С.2.

 

  1. Нурпеисов К. Алаш и Алаш-Орда (на каз. яз.). Алматы,1995, С. 33-34.

 

  1. ЦГА РК   Ф. 369, Оп.1, Д.2690, Л.9.

 

  1. Какенова Г.М. Общественно-политические взгляды лидеров партии «Алаш». Астана, 2000, С.20-21.

 

  1. Там же. С.22.
  2. Козыбаев М.К. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. Алматы, 2000, С.193. 

 

  1. Там же. С.168-169.

 

  1. Қойгелдиев М.К. Қазақ демократиялық интеллигенциясының 1905-1917 жж. Қоғамдық-саяси қызметi.  Автореф. Дис. Докт. – Алматы, 1994, 28-29 Б.