Тіркелу   Забыли пароль?


Мухамеджанова С.Ш. Источники по истории реформирования Центральных государственных учреждений Казахстана (1946-1985 гг.)




Источники по истории центральных государственных учереждений Казахстана (1946-1985 гг.)

 

Мухамеджанова С.Ш.,

ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

г. Астана

 

Конец 50-х начало 60-х годов ушедшего столетия для советского государства и, в частности, для Казахской ССР считаются самыми успешными в развитии советской экономики. Об этом свидетельствовали как темпы экономического роста, так и эффективность общественного производства.  В исторической науке этот период получил название «оттепель» или «бурное хрущевское десятилетие». Анализ документов реформ и  архивных источников обозначенного периода свидетельствует об удивительном феномене - о попытке провести кардинальную реформу управления, сохраняя незыблемость экономической доктрины укрепления общенародной (государственной собственности) на основе «генеральной линии на преимущественное развитие тяжелой индустрии, как основы основ всей советской экономики» [1].

Экономическое развитие страны к середине 50-х годов свидетельствовало о торможении хозяйственного механизма, в основе которого лежала отраслевая, министерская система управления. Многочисленные укрепления и разукрупнения министерств не давали желаемого результата. Руководству страны, в лице Н.С. Хрущева, проблемы экономики виделись в недостаточно оптимальных формах управления. Основой этого вывода была доктрина сознательного, управляемого построения социализма. Недостатки управления связывались с сверхцентрализацией и бюрократизацией.

В связи с этим, в течение 1954-1957 г.г., были приняты меры по расширению прав местных органов управления, сокращению управленческого аппарата, значительного расширения функций и прав союзных республик. В отношении промышленности это нашло выражение в передаче из союзного в республиканское подчинение более 11 тысяч предприятий [2]. В ведение КазССР было передано 144 общесоюзных предприятий, в том числе все предприятия цветной металлургии и ряд предприятий промышленности продовольственных товаров, мукомольного хозяйства, химической промышленности, связи, речного транспорта. В связи с этим в республике более чем вдвое увеличился объем промышленного производства. Удельный вес республиканской промышленности достиг 62 % [3].

Все эти мероприятия значительно оживили социально-экономическое развитие республики.

Тенденция расширения прав союзных республик дала возможность экономистам, юристам, обществоведам обосновать теоретические выводы о том, что такой процесс является закономерностью развития советского государства, и  этот процесс будет углубляться [4].

Таким образом, к 1957 году децентрализация в управлении экономикой СССР имела значительные практические шаги и теоретическое обоснование. Все это подвигнуло руководство страны к осуществлению главной реформы экономики 50-х г.г. – к перестройке системы управления промышленностью и строительством по территориальному принципу, путем создания экономических административных районов, а для руководства ими - Советов народного хозяйства (Совнархозов).

Источником изучения системы государственного управления и государственных учреждений, сложившихся по реформе 1957 года и существовавших до 1965 г. в промышленности и строительстве Казахской ССР является, прежде всего, закон СССР о дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством, принятый 7-ой сессией Верховного Совета СССР 10 мая 1957 г. [5]. Он состоял из 22 статей.

Таким образом, с принятием Закона от 10 мая 1957 г. начался процесс децентрализации экономики СССР и всех союзных республик. Согласно этого Закона основным организационным принципом управления промышленностью и строительством в советском народном хозяйстве становится повсеместный переход от отраслевого управления к территориальному. 22 мая 1957 г. вышло постановление Совета Министров СССР № 556. «О мероприятиях, связанных с исполнением Закона от 10 мая 1957 г. Совет Министров СССР, в данном постановлении, разработал порядок и сроки передачи в ведение Советов народного хозяйства предприятий и организаций, а также оборудования и других ценностей, находившихся в ведении упраздненных министерств. Статья 4 данного постановления устанавливала, что до передачи предприятий и организаций в ведение совнархозов министерства продолжают выполнять свои функции по управлению и несут ответственность за работу этих предприятий и организаций, за выполнение ими заданий, предусмотренных государственными планами. После передачи, реорганизуемые министерства, будут выполнять функции, возложенные ст.13 Закона от 10 мая 1957 г. [7]. Данное постановление в ст. 7 [8] определило правовой статус председателей Советов народного хозяйства и руководителей хозяйственных объединений. «Предоставить председателям Советов народного хозяйства экономических административных районов права, установленные для министров СССР, а руководителям хозяйственных объединений (Главных управлений или управлений) совнархозов – права начальников главных управлений министерств СССР. Этой же 7-ой статьей председатели Совнархозов наделялись правом назначать работникам Совнархоза и подведомственных им предприятий персональные оклады в размере 3500 рублей [9]. За предприятиями и организациями, передаваемых в ведение совнархозов, сохранялись действующие условия оплаты труда рабочих и служащих, льготы и преимущества [10].

28 мая 1957 выходит совместное постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР №595 «О трудовом устройстве работников, высвобождаемых из управленческого аппарата в связи с дальнейшим совершенствованием организации управления промышлен-ностью и строительством». В нем отмечалась важность правильного использования инженеров, экономистов и других работников, высвобождаемых из управленческого аппарата упраздненных министерств, имея в виду при этом необходимость произвести целесообразную расстановку кадров с тем, чтобы Совнархозы, планирующие органы и хозяйственные объединения были обеспечены специалистами. В постановлении особо подчеркивалось, что необходимо проявить заботу и внимание к людям. Перевод и устройство людей, высвобождаемых из управленческого аппарата, на работу в промышленные и сельскохозяйственные предприятия, на стройки и транспорт должны быть проведены организовано. Для людей, не имеющих необходимой подготовки, должны быть организованы специальные курсы по обучению производственным профессиям [11]. Работникам, высвобождаемым из управленческого аппарата в связи с упразднением министерств, устанавливались ряд льгот.       Наконец, вопросы правового статуса новых органов управления нашли свою довольно развернутую регламентацию в Положении о Совете народного хозяйства экономического администрирования района от 26 сентября 1957г. [12]

В целом документ отразил все основные статьи Закона от 10 мая 1957 года. Положение подчеркнуло, что Советы народного хозяйства, образуемые по экономическим административным районам, являются органами республик и основной организационной формой государственного управления промышленностью и строительством. Положение состояло из 138 статьей. I раздел – Общее положение (ст. 1-13); II раздел – Основные задачи и функции Совета народного хозяйства (ст. 14-47); III раздел  – Права Совета народного хозяйства в области планирования, капитального строительства, материально-технического снабжения, финансирования и кредитования, труда и заработной платы (ст. 47-138).

Основной документ реформы 1957 года в Казахстане - «Закон о дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством в Казахской ССР» от 4 июня 1957 г. по структуре аналогичен общесоюзному Закону. Закон состоит из 21 статьи. В преамбуле говорится, что Верховный Совет КазССР единодушно одобряет принятый на 7-ой сессии Верховного Совета СССР Закон от 10 мая 1957 г., а также … «отмечает, что мероприятия по дальнейшему совершенствованию организации управления промышленностью и строительством отвечают жизненным интересам трудящихся Казахской ССР» [13].

Согласно Закона от 4 июня 1957 г. в Казахской ССР устанавливалось управление промышленностью и строительством по территориальному принципу на основе экономических административных районов. Сами экономические административные районы образовывались Верховным Советом КазССР.

Для управления промышленностью и строительством в экономическом административном районе образовывался Совет народного хозяйства. Совет народного хозяйства образовывался Советом Министров КазССР в составе: председателя Совета народного хозяйства, заместителей председателя и членов Совета народного хозяйства. Причем, устанавливалось, что председатели Совнархозов по представлению председателя Совета Министров КазССР Верховному Совету КазССР могли назначаться министрами и входить в состав правительства КазССР. Совет народного хозяйства подчинялся непосредственно Совету Министру КазССР. При Совете народного хозяйства на правах совещательного органа образовывался Технико-экономический совет. Структура Совнархоза утверждалась только Советом Министров КазССР. Совет народного хозяйства в пределах своей компетенции мог издавать постановления и распоряжения. Эти акты Совнархозов могли быть отменены Советом Министров КазССР.

В связи с переходом к территориальному принципу управления, на основе Совнархозов, упразднялись 7 (семь) союзно-республиканских  промышленных министерств КазССР: городского и сельского строительства; легкой промышленности; промышленности мясных и молочных продуктов; промышленности продовольственных товаров; промышленности строительных материалов; рыбной промышленности; цветной металлургии.

Также упразднялся Государственный комитет Совета Министров КазССР по делам строительства и архитектуры.

Законом упразднялось одно республиканское министерство – Министерство местной промышленности Казахской ССР, а находящиеся в его ведении предприятия и организации передавались в ведение Советов народного хозяйства экономических административных районов и местных Советов по списку, утвержденному правительством КазССР. Предприятия и организации упраздненных министерств передавались в непосредственное подчинение экономических административных районов. В непосредственное подчинение местных Советов передавались также предприятия непромышленных министерств, по списку, утвержденному Советом Министров КазССР». Порядок и сроки передачи предприятий и организаций, а также оборудования, сырья и других ценностей, упраздняемых министерств устанавливал Совет Министров КазССР. Совет Министров КазССР также обеспечивал устройство на работу высвободившихся работников аппаратов этих министерств.

Согласно ст.15 Закона, Министерство строительства предприятий металлургической и химической промышленности КазССР преобразовалось в республиканское Министерство строительства КазССР.

Для изучения и пропаганды отечественной и зарубежной науки и техники, а также передового опыта, издания научно-технической литературы и контроля за внедрением новой техники, образовывался Государственный научно-технический комитет Совета Министров КазССР. Закон также предусматривал возможность образования правительством КазССР научно-технических комитетов при Советах народного хозяйства.Законом от 4 июня 1957 г. значительно усиливались роль Государственной плановой комиссии КазССР (Госплан КазССР). Она становилась научным планово-экономическим органом народного хозяйства КазССР. На Госплан возлагалось изучение потребностей народного хозяйства КазССР, разработка текущих и перспективных планов, проведение единой централизованной политики в развитии отраслей экономики и пропорционального размещения производительных сил на территории республики. Также Госплан КазССР должен был разрабатывать планы материально-технического снабжения, контролировать государственные поставки промышленной продукции. В связи с возросшей ролью Госплана устанавливалось, что заместители председателя Государственной плановой комиссии и начальники основных отделов, по представлению председателя Совета Министров Верховному Совету, могли назначаться министрами КазССР и входить в состав правительства республики. Разработка и утверждение Положения о Государственной Плановой комиссии и Государственном научно-техническом комитете Совета Министров и о Министерстве строительства поручено было Совету Министров. Срок перестройки управления промышленностью и строительством в КазССР устанавливался законом до 1 июля 1957 г. Вторым основополагающим документом реформы является Закон об образовании экономических административных районов КазССР от 4 июня 1957 г. Согласно этого Закона  с 4 июня 1957 г. на территории Казахской ССР образовывались 9 экономических административных районов.

1. Актюбинский экономический административный район – с центром в городе Актюбинске, объединяющий промышленность и строительство Актюбинской и Западно-Казахстанской областей.

2. Алма-Атинский экономический административный район – с центром в городе Алма-Ате, объединяющий промышленность и строительство Алма-Атинской, Джамбулской, Талды-Курганской областей и города Алма-Аты.

3. Восточно-Казахстанский экономический административный – с центром в г. Усть-Каменогорске, объединяющий промышленность и строи-тельство Восточно-Казахстанской области;

4. Гурьевский экономический административный район – с центром в     г. Гурьеве, объединяющий промышленность и строительство Гурьевой области.

5. Карагандинский экономический административный район – с  центром в г. Караганде, объединяющий промышленность и строительство Карагандинской, Акмолинской и Павлодарской областей.

6. Кустанайский экономический административный район - с центром в г. Кустанае, объединяющий промышленность и строительство Кустанайской области

7. Северо-Казахстанский экономический административный район, с центром в городе Петропавловске, объединяющий промышленность и строительство Северо-Казахстанской и Кокчетавской областей.

8. Семипалатинский экономический административный район – с центром в г. Семипалатинске, объединяющий промышленности и строительство Семипалатинской области.

9. Южно-Казахстанский экономический административный район – с центром в г. Чимкент, объединяющий промышленность и строительство Южно-Казахстанской и Кзыл-Ординской областей [14].

Вышеназванные законы дают представление о сложившейся территориальной, совнархозовской системе управления в Казахской ССР по реформе 1957 года. Данная система государственного управления, ее органы и учреждения – Советы народного хозяйства (Совнархозы) существовали официально на территории Казахстана до 15 октября 1965 года, а фактически до 13 января 1966 г. [15].

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников:

 

1    Закон о дальнейшем совершенствовании организации управления    промышленностью и строительством. 10 мая 1957. –Ведомости Верховного Совета СССР, 1957, №11.

2    Народное хозяйство СССР. 1956 г. Стат. Ежегодник. М. 1957, с.51.

3    Кунаев Д.А. Казахская ССР на пути нового подъёма. - //Казахстанская    правда, 16 апреля 1957 г.

4    История Отечественного государства и права., ч. 2, Москва, 1997.

5         Закон о дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством от 10 мая 1957. – Ведомости Верховного Совета СССР, 1957, №11.

6         Казахстанская правда, 12 мая 1957 г.

7         Постановление СМ СССР № 556 «О мероприятиях, связанных с исполнением закона «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». – Собрание постановлений правительства СССР. 1957 г., №6

8         Закон о дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством. 10 мая 1957 г.- Ведомости Верховного Совета СССР, 1957, №11, стр. 275

9         Там же, ст. 7 – Собрание постановлений правительства СССР. 1957, №6 с.201

10       Там же, ст.15

11       О трудовом устройстве работников, высвобождаемых из управленческого аппарата в связи с дальнейшим совершенствованием организации управления промышленностью и строительством. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. – Собрание постановлений правительства СССР. 1957, №6. с.202-203.

12       Положение о Совете народного хозяйства экономического административного района. Постановление Совета Министров СССР от 26 сентября 1957 г. № 1150. – Собрание постановлений СССР, 1957г., №12.

13       Закон о дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством в Казахской ССР от 4 июня 1957г. – Ведомости Верховного Совета КазССР, 1957, № 6

14       Закон об образовании экономических административных районов КазССР. – Ведомости Верховного Совета КазССР, 1957, № 6, с.7-8

15       ЦГА РК, ф. 1137, оп.24, д.1606, л.130-137