Тіркелу   Забыли пароль?


2016/1. 69-74 б. Төлебаев Темур «Этническая истории тюркских народов Центральной Азии в трудах академика Б.А. Ахмедова». «Археография және деректану ұлттық орталығының хабарлары» журналы.




Төлебаев  Темур «Этническая истории тюркских народов Центральной Азии в трудах академика  Б.А. Ахмедова». «Археография және деректану ұлттық орталығының хабарлары» журналы. 1-2016. с. 69-74.

 

Темур Тулибаев

ҚР МСМ Археография және деректану ұлттық орталығының жоғары деңгейлі археографы

 

 

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИИ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ТРУДАХ АКАДЕМИКА  Б.А. АХМЕДОВА

 

 

В 1985 г. издана монография Б.А. Ахмедова – «Историко-географическая литература Средней Азии XVI-XVIII вв.»1, где по мнению Б.А. Ахмедова, наиболее верным принципом классификации письменных памятников является их разделение по типам и видам. Ученый делит письменные источники на два основных типа: 1) документальные источники (указы, грамоты верховных и удельных правителей; документы правительственных и подведомственных учреждений; частные акты; переписка должностных лиц и видных политических и религиозных деятелей);  2) нарративные источники (анналы, т.е. краткие погодные записи важнейших событий;  исторические хроники; мемуары; биографии, историко-литературные справочники и трактаты этико-дидактического содержания).

В вышеназванном труде проанализированы более пятидесяти исторических сочинений, написанных на персидском и тюркском языках, отчеты русских послов и путешественников, содержащие оригинальные сведения по истории и культуре народов Средней и Центральной Азии. Данное исследование интересно не только ученым-специалистам, но и необходимое пособие для преподавателей и студентов. Сам автор отмечает во введении, что «В данной работе мы стремились ввести в научный обиход наиболее ценные, с нашей точки зрения, нарративные источники по истории Средней Азии XVI- первой половины XVIII в., показать богатство и разнообразие содержащихся в них сведений на примере персоязычных и тюркоязычных сочинений XVI- начала XIX в., написанных в Средней Азии и за ее пределами: в Иране, Афганистане, Северной Индии»2.

Книга Б.А. Ахмедова «Историко-географическая литература Средней Азии XVI-XVIII вв.» состоит из двух частей. Первая часть посвящена историческим и гео-космографическим сочинениям, вторая часть – мемуарам, биографиям и путешествиям. При обзоре источников основное внимание автором уделено раскрытию содержания памятника, выявлению того нового и полезного, что послужит устранению пробелов, неточностей и неясностей, имеющихся в изучении позднесредневековой истории народов Средней Азии. Особо отмечены сочинения, содержащие сведения о налогах и повинностях; о феодальных институтах (икта, суюргал, танхах); о крупных земельных угодьях, о государственном строе среднеазиатских ханств (в основном сведения о чинах, званиях и общественном положении их носителей); о состоянии ирригации; о положении среднеазиатских городов; по хронологии и генеалогии; о политических и торговых взаимоотношениях среднеазиатских ханств с Ираном, Индией, Россией и Восточным Туркестаном.

Рассматривая каждый исследуемый источник,  Б.А. Ахмедов выявляет и особо отмечает те сведения, где содержатся данные о родо-племенном составе народов,  населявших  Среднюю Азию в XVI- первой половины XVIII в. По глубокому убеждению ученого, эти сведения окажутся весьма полезными при разработке вопросов этногенеза и изучении истории формирования узбеков, туркмен, киргизов и казахов как народов.

Так, например, в сочинении «Таварих-и гузиде, нусрат-наме» («Избранная история, книга побед»), приводятся названия тюркских племен и родов – таких как, маджар, салур казан, ички байри, джуркин, не встречающиеся в сочинениях Бинаи, Мухаммад Салиха. Ценны также сведения источника о ведущей роли племен кушчи и найман в общественно-политической жизни Дашт-и Кипчака XVI в.3   В тоже время сочинение Бинаи «Шейбани-наме» («Книга о Шейбани») богато многочисленными сведениями этнографического характера, о таких племенах, как кушчи, найман, уйгур, курлаут, гирайли, кият, конгурат, тангут, ички, дурман, йабагу, хитай, чимбай, шункарли, иджан, каучин, мангыт, канглы, джургун, минг, бачкирд, впоследствии составивших один из компонентов узбекского, казахского, башкирского и других тюркоязычных народов. В своей книге Б. Ахмедов отмечает, что эти сведения предоставляют в распоряжение историков, археологов и этнографов богатейший фактический материал4.    

         Исследуя сочинение Хондемира «Хабиб ас-сияр» («Друг жизнеописаний»), Б.А. Ахмедов также отмечает богатый этнографический материал источника о расселении, роли и месте в общественно-политической жизни Мавераннахра и Туркестана племен аргун, барлас, кипчак, джалаир, конгурат, хазара-никудари, аймак, тулкичи, сайканчи5.

В процессе тщательного изучения сочинения «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани» («Абу-л-Хайр-ханова история»), ученому удалось установить названия 30 племен, образовавших в XV в. политический союз кочевых племен, а именно: буркут, джат, дурман, каанбайлы, карлук, кенегес, кият, конгурат, кошчи, кудагай, курлаут, мангыт, найман и другие6. Здесь же содержатся интересные сведения о составе левого и правого крыла войск кочевников. Основу левого крыла составляли племена буркут, дурман, ийджан, кенегес, кият, конгурат, кошчи, курлаут, масит, тубайи, ушун, а правого – каанбайлы, кудагай, мангыт, мулудж, найман, уйгур и чимбай.  

При исследовании любого вида письменного памятника, Б.А. Ахмедов  обращает особое внимание на сведения, касающиеся этнической истории тюркских народов. Так, например, в «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» («Море тайн относительно доблестей благородных»), ученый выделяет 6-й том  4-ю часть энциклопедического труда, где содержатся сведения о составе тюрко-монгольских племен, населявших Мангышлак, Поволжье и бассейн реки Эмба в XIII-начале XVI в., Среднюю Азию, Хорасан, Балх и Северный Афганистан в первой половине XVII века7.

Говоря о труде Мир Мухаммада Амина Бухари «Убайдаллах-наме» («Книга об Убайдаллах-хане»), Б.А. Ахмедов считает, что одно из достоинств сочинения – указание автором территории населения тюрко-монгольских племен. Более того, автор раскрывает общественно-политическое положение ряда племен, указывает их приблизительную численность, приводит факты, свидетельствующие об усилении распада некогда единых и сильных племенных объединений. Б. Ахмедов пишет: «В этом отношении интересны сведения о найманах и конгуратах, населявших в тот период район нынешнего Термеза. Во-первых, в составе племени найман, обитавшем в районе Термезе, было больше конгуратов; во-вторых, конгураты, осевшие здесь еще в XIII в., в XVII-начале XVIII в. разделились на две части. «Те, кто по природе своей был мусульманином, - свидетельствует Мир Мухаммад Амини Бухари, - считали необходимым повиноваться государю; они перекочевали в район Термеза и там обосновались, ставши единодушны с Ниматуллой [найманом] в распоряжении к государю. Те же, кто дал себе доступ к стремлениям, к возмущению и упорству и ставил своею потребностью смуту и анархию, присоединились к Шир Али, и ушли к Ширабаду, где и поселились»8.

В сочинении «Силсилат ас-салатин» («Генеалогия государей»), Б.А. Ахмедов выделяет, что наряду с известными племенами, здесь впервые упоминается племя бурут, встречающееся среди этнических компонентов киргизов. Согласно Б.А. Ахмедова, «упоминаемые в «Силсилат ас-салатин» Назар-бий и его сын Хосроу-бек – предводители бурутов, занимали видное положение при Аштарханидах и играли большую роль в общественно-политической жизни страны: первый был вторым лицом в государстве после всесильного Надр диванбеги тагаи, в второй – начальником дивана Абд ал-Азиз-хана, что свидетельствует о силе и влиянии бурутов, которые, по-видимому, входили тогда в состав етти уруг Мийанкала»9.

Много сил и знаний Б.А. Ахмедов направил на изучение письменного наследия народов Центральной Азии. До сих пор не утратили своей научной значимости его труды: «Неизвестная версия «Шейбани-наме» Бинаи10, «Хондамир»11, «Улугбек»12, «Махмуд ибн Вали и его энциклопедический труд»13, «Значение письменных памятников в изучении этнической истории народов Средней и Центральной Азии»14 и другие.

В 1988 г. в Ташкенте вышел сборник «Материалы по истории Средней и Центральной Азии»15,  включающий фрагменты переводов на русский язык с комментариями и примечаниями, из около тридцати сочинений, написанных на арабском, персидском и тюркском языках. В этом сборнике содержатся переводы Б.А. Ахмедова из сочинений «Тарих-и Муборак-шах»16, «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани»17,  «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар»18, «Тарих-и Бадахшан»19.  «Тарих-и Мубарак-шах» содержит ценные сведения о тюркских племенах Центральной Азии, их хозяйственной деятельности, быте, нравах и языке. Автор труда – Мухаммад ибн Мансур Мерверруди приводит название 60–ти тюркских племен, жителей Туркестана.

Энциклопедический труд «Бахр ал-асрар» содержит уникальные сведения о населении городов и областей: Аксу, Алмалык, Биллуристан, Кашгар, Ош, Тараз, Татар, Тибет, Туркестан, Уйгур, Фаргана, Фархар, Хитай, Хотан.

Среди многочисленных исследований ученого по источниковедению следует также отметить публикации таких работ, как «Абдулла-наме» Хафиз-и Таныша Бухари20, «Тазкират-аш-шуара» Доулетшаха Самарканди21, «Воспоминания современников о Навои»22, оригинальной части энциклопедического труда Махмуда ибн Вали «Бахр ал-асрар»23.

В Ташкенте в 2003 г. вышла книга под названием «Материалы по этнической истории тюркских народов Центральной Азии»24. В сборник вошли переводы и научно-комментированные извлечения из около двадцати редких рукописных и изданных (китайских, арабских, персидских и тюркоязычных) сочинений, содержащие сведения о происхождении, составе, занятиях, нравах и обычаях тюркских народов Центральной Азии. Здесь же содержится перевод Б.А Ахмедова на русский язык со староузбекского знаменитого труда Ибн ал-Асира «Ал-Камил фи-т-тарих» («Полный свод историй»), включающий историю Востока от «сотворения мира» до 633/1231 года.

По поручению хивинского хана Мухаммад Рахима II (1865-1910) сочинение Ибн ал-Асира было переведено с арабского на староузбекский. Труд Ибн ал-Асира содержит сведения о падении государства Саманидов и установления власти тюрков над Мавераннахром25, о нашествии тюрков из Китая26, о тюрках Мавераннахра27, о тюркских падишахах и ханах, описание городов Туркестана, о тюрках Хорасана28.

Среди многочисленных учебных пособий по источниковедению следует отметить книгу Б.А. Ахмедова «Источники по истории народов Узбекистана (Древние и средние века)»29. Автор ввел в научный оборот наиболее ценные письменные источники по истории народов Узбекистана и Центральной Азии, сумел показать богатство и разнообразие содержащихся в них сведений на примере китайских, арабских, персоязычных и тюркоязычных сочинений, написанных в Средней Азии, в странах Дальнего и Ближнего Востока.

Научные труды Б.А. Ахмедова характеризуют его, как глубокого знатока восточных письменных источников и серьезного исследователя истории и культуры народов Центральной Азии. С его именем связано введение в научный оборот широкого круга малоизвестных источников на персидском и тюркском языках, явившихся надежной источниковой базой для реконструкции некоторых проблем истории тюркских народов в средние века.

 

1 Ахмедов Б.А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI-XVIII вв. (Письменные памятники). –  Ташкент, 1985.

2 Там же, С.4.

3 Там же, С.13.

4 Там же, С.20.

5 Там же, С.36

6 Там же, С. 39

7 Там же, С. 71

8 Там же, С.92.

9 Там же, С.108

10 Ахмедов Б.А. Неизвестная версия «Шейбани-наме» Бинаи // Общественные науки в Узбекистане, Ташкент, 1965. –  № 2. – С. 51-55.

11 Ахмедов Б.А. Хондамир. Ташкент, 1965.

12 Ахмедов Б.А. Улугбек. Ташкент, 1965.

13 Ахмедов Б.А. Махмуд ибн Вали и его энциклопедический труд // Общественные науки в Узбекистане, Ташкент, 1969. –  № 11. – С. 63-65.

14 Ахмедов Б.А. Значение письменных памятников в изучении этнической истории народов Средней и Центральной Азии // Материалы к этнической истории Средней Азии. Ташкент, 1986. – С. 14-30.

15 Материалы по истории Средней и Центральной Азии. Ташкент, 1988. – .

16 Там же, С. 90-93.

17 Там же, С. 215-218.

18 Там же, С.240-255.

19 Там же, С.336-345.

20 Хофиз Таниш ибн Мир Мухаммад Бухорий. Абдулланома (Шарафномайи шохий). Форсчадан Содик Мирзаев таржимаси. Нашрга тайёрловчи, сузбоши ва изохлар муаллифи Б.А. Ахмедов, ж. I. – Тошкент, 1966; ж. II. –  Тошкент, 1969.

21 Давлатшох Самаркандий, (хаёти, «Тазкирот уш-шуаро»дан парчалар, тадкикотлар). – Тошкент, 1967; Давлатшох Самаркандий. Шоирлар бустони  («Тазкирот уш-шуаро»дан бир кисм таржимаси, суз боши, изохлар, тадкикотлар),      – Тошкент, 1981.

22 Навоий замондошлари хотирасида (Абдурахмон Жомий, Давлатшох Самаркандий, Мирхонд, Хондамир, Бобур, Зайниддин Восифий ва б.к. хотиралари),  – Тошкент, 1986.

23 Махмуд ибн Вали. Море тайн (перевод, введение, примечания и комментарии). –  Ташкент, 1977.

24  Материалы по этнической истории тюркских народов Центральной Азии.    – Ташкент, 2003.

25  Там же, С. 140.

26  Там же, С. 143.

27  Там же, С. 149.

28 Там же, С. 136-190.

29 Узбекистон халклари тарихи манбалари (Кадимги ва Урта асрлар). – Тошкент, 1999.