Тіркелу   Забыли пароль?


2015/3. 16-21 б. Тулибаева Ж.М. «Чингиз-хан и Султан Джалал ад-Дин (Извлечения из «Улус-и арба-йи Чингизи». «Археография және деректану ұлттық орталығының хабарлары» журналы.




Жулдыз Тулибаева «Чингиз-хан и Султан  Джалал  ад-Дин  (Извлечения из «Улус-и арба-йи Чингизи». «Археография және деректану ұлттық орталығының хабарлары» журналы. 3-2015. с. 16-21.

 

Жулдыз Тулибаева

Доктор исторических наук, профессор

 

 

ЧИНГИЗ-ХАН И СУЛТАН ДЖАЛАЛ АД-ДИН (ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ «УЛУС-И АРБА-ЙИ ЧИНГИЗИ»)

 

 

Сочинение «Улус-и арба-йи Чингизи» («Четыре улуса Чингизидов») Мирзы Улугбека – один из наиболее ценных источников по истории Чингисхана и его потомков. Во введении «Улус-и арба‘-йи Чингизи» излагается краткая история Адама, доисламских пророков, пророка Нуха и его детей. Глава первая посвящена истории Турк-хана, сына Йафаса и правивших в Туркестане его потомков, татаро-монгольским и тюркским племенам. Во второй главе содержатся сведения о легендарной про-матери тюрко-монгольских народов Аланкуве и ее потомках. Глава третья – История Чингиз-хана. Глава четвертая – История потомков Чингиз-хана, правивших в Улуг Юрте. Глава пятая посвящена 39 ханам, правившим в Дешт-и Кипчаке. Глава шестая – История Ильханидов. Глава седьмая – История правителей Чагатайского улуса.

Далее Вашему вниманию предлагается перевод извлечений из «Улус-и арба-йи Чингизи», выполненный мною с персидского языка по списку, хранящегося в Британской библиотеке из коллекции Британского музея (Add. 26190), из главы, посвященной Чингиз-хану.

 

Упоминание о сражении Султана Джалал ад-Дина, сына Султана Мухаммад Хорезмшаха с войском Великого Сахибкирана Чингиз-хана

(л.93б) После того, как Султан Мухаммад Хорезмшах отправился из этого тленного мира в вечный мир, Султан Джалал ад-Дин и другие младшие его братья, с небольшим числом людей, возвратились с острова Абискуна1. Султан Джалал ад-Дин хотел показать свою храбрость на поле битвы, всячески старался организовать противоборство, чтобы как его отец не стать мишенью упрека народа и объектом проклятия человечества.

Он хотел вернуться в Хорезм, владеть [страной] и управлять. В то время нога монгольского войска  еще не наступала на эту страну и девяносто тысяч мужей из его сторонников жили в самом Хорезме. После выступления Султана Джалал ад-Дина некоторые подчинились высочайшему приказу, а некоторые отправились по пути несогласия. Исходя из этого, Султан Джалал ад-Дин остерегался встречи с той лицемерной, подлой группой людей. В это время он узнал о движении монголов в сторону Ирака. Он отправил гонца Сахиб Малик Тимура в степи Хорезма к своим братьям Азлак Султану, Гурхану, Хумар-такину и Огулу, при которых находились девять тысяч [отборных] войск. Он сам направился по дороге через Ниса2 в сторону Шадмага. Когда он достиг Устувара, встретил группу монгольских войск, до вечера они сражались. Когда темная ночь накрыла своим подолом мир, Султан Джалал ад-Дин поспешно направился в сторону Шадмага.

 

Стихи:

Когда солнце скрылось из мира

Темная ночь накрыла своим подолом [светлый] день,

Султан покинул поспешно поле боя

Подобно стрела, вышедшая из лука.

 

Когда Султан Джалал ад-Дин поспешно ушел в ту ночь от монгольского войска, Азлак и его брат, услышав о движении монгольской армии в их сторону, не в силах противостоять, отправились вслед за Султаном. В пути они наткнулись на [монгольскую] армию, сражавшуюся с Султаном. (л.94а) Разгорелась битва, в которой они не устояли и при первом же столкновении разбежались в разные стороны. Монголы следовали за ними, всех поймали и убили.

 

Султан Джалал ад-Дин прибыл в Шадмаг и три дня находился там и готовился к бою. Вдруг в полночь, когда

 

Стихи:

Вращающийся небосвод уставший находился в покое,

А солнце находилось совсем в беспомощном состоянии

 

Султан Джалал ад-Дин, сев на коня с упованием на Бога, одиннадцатого зулхиджи 617 года3 дорогой через Парван отправился в сторону Газнина4, который отец [в свое время] объявлял его уделом. Через час [монгольские] войска прибыли в Шадмаг и узнали о том, что Султан Джалал ад-Дин там не останавливался. Они следовали в погоне за ним пять дней по землям Гератской области, но не смогли догнать и вернулись обратно.

Когда Султан Джалал ад-Дин, сын Султана Мухаммада Хорезмшаха, прибыл в Газнин, рассеявшиеся войска Султана Мухаммада Хорезмшаха снова собрались в его подчинение.

 

Стихи:

Со всех сторон к нему прибыли войска

И не было в Иране подобного ему вождя.

 

Правитель Герата, убежавший от наступления принца Тули-хана, вместе со своими  людьми и воинами, состоящими из гуридов, присоединились к Султану. Из Хорезма прибыло сорок тысяч воинов…

Когда наступила весна, Султан Джалал ад-Дин выступил из Газнина и направился в Базан и там остановился. Пришло известие о том, что Бекичак и Тамкур с бесчисленными монгольскими войсками заняты осадой крепости Валиян5 и вскоре завладеют крепостью Валиян. Смелый Султан, услышав это известие, оставил там обозы, а сам с многочисленными храбрыми войсками направился авангардом на тех злодеев.

В день сражения на поле боя отважно выступил и показал небывалый героизм, около девяти тысяч отборных монголо-татарских войск отправил на тот свет. Поскольку численность войск Султана Джалал ад-Дина, сына Султана Мухаммад Хорезмшаха было больше, (л.94б) поэтому они переправились через реку и там остановились. Они разгромили авангардную часть монгольских войск, которые были направлены на осаду крепости Валиян. Когда наступила ночь, монгольские войска разбежались. Султан Джалал ад-Дин, взяв много добра [у врага] вернулся в Базан.

Когда Великий Сахибкиран Чингиз-хан [находился] в Талукане6, пришло известие о том, что Султан Джалал ад-Дин одержал полную победу над монгольскими войсками, возглавляемыми Бекчаком и Тамкуром. Тогда Великий Сахибкиран Чингиз-хан направил Кайкур нойона вместе с другими эмирами и тридцатью тысячью войском для уничтожения Султана Джалал ад-Дина, сына Султана Мухаммад Хорезмшаха и сам тоже отправился следом.

Кайкур нойон вместе с бесчисленным войском достиг Султана Джалал ад-Дина в местности Базан. Султан Джалал ад-Дин вступил в бой, знамя мужества с криком льва сделал щитом над своей головой.

 

Стихи:

Мужественно возглавил войска в бою

Как лев, бросающийся на леопарда.

Привел в порядок левый и правый фланги,

А сам занял место в центре.

Пехота была подобно страшному льву

Воевала, завязав туго пояс мести.

Племена Тахамтана между двумя рядами

Лук мести,  взявшие в руки.

Взяли стрелы и начали стрелять,

Мужественно бросились на врага.

В тот день до вечера вели бой

Будто все вращалось: Чин, Хабаш, Рум и Занг…

В глазах людей на том месте сражения

Воздух почернел, подобно пыли [поднимающейся от ног] войск.

Когда сияющее солнце ушло на закат,

Черная ночь натянула свой подол на мир.

 

В тот день до самого вечера мужи на поле сражения подобно льву и леопарду бросались друг на друга, и с обеих сторон никакая сторона не одержала победу. Каждый вернулся из поля боя с целью отомстить, и остановились на своих стоянках. Кайкур нойон находился в критическом состоянии от мужественного сражения Султана Джалал ад-Дина и задумал тактику военной хитрости. По его распоряжению каждый воин из войлока и палок сделал своего [искусственного воина] двойника…

(л.95а) Наступило утро. С обеих сторон выпрямили строй. Войска Султана Джалал ад-Дина увидели еще одну колонну, выстроившуюся сзади строя монгольского войска. Им вообразилось, что якобы им поступила помощь. Они насторожились и хотели убежать. Султан Джалал ад-Дин остановил своих воинов от такого негодного поступка и они, заново выстроившись в пехоту, вступили в бой. Когда войска Султана Джалал ад-Дина узнали о той уловке, они сели на коня и бросились в атаку на монгольскую армию. Монгольская армия потерпела удивительное поражение, большинство из них погибло. Войскам Султана Джалал ад-Дина досталась огромная добыча. Оба нойона с незначительным количеством воинов прибыли к Великому Сахибкирану Чингиз-хану. Тогда Великий Сахибкиран Чингиз-хан сам лично выступил из Талукана в Бадахшане для уничтожения Султана Джалал ад-Дина, сына Султана Мухаммада Хорезмшаха.

В это время, из-за несогласия в дележе одного коня из добычи между Сайф ад-Дином Уграком, который являлся из числа почтенных эмиров Хорезмшаха, и правителем хазарейцев возник спор, который впоследствии перешел в ссору. Правитель хазарейцев ударил плетью по голове коня Сайф ад-Дина. Султан Джалал ад-Дин не отреагировал на это, а Сайф ад-Дин обиделся.

Когда наступила ночь, Сайф ад-Дин Уграк вместе с тридцатью тысячами воинов ушел в сторону горы Сункран. Воины кубкули-туркмен и халаджи также полностью отвернулись [от него]. По этой причине положение великого Султана полностью ослабло. Поход Великого Сахибкирана Чингиз-хана в сторону Султана Джалал ад-Дина стал очевидным, когда он в этом направлении достиг Андараб7 из Бадахшана. Люди того края начали оказывать сопротивление и он в течение месяца оставался там. После завоевания той крепости, он прибыл к крепости Бамиан8. (л.95б). Её население тоже вступило в бой, с обеих сторон применили стрелы и камнемёты. Манмакан9 сын Чагатай-хана, которого Великий Сахибкиран Чингиз-хан очень любил, погиб, когда в него попала стрела, выпущенная из арбалета с крепости Бамиан.

 

Стихи:

Душа неустрашимого царя попала в скорбь

Что самый лучший его внук погиб

Чтобы мстить за это он так бросился в бой,

Что от его мощи слабые души стали беспомощными.

Одним [мощным] ударом тюрки подобно дракону

Захватили ту крепость беспощадно.

 

После того, как крепость была захвачена, по приказу Великого Сахибкирана Чингиз-хана всех людей той крепости – мужчин, женщин, малолетних и стариков полностью уничтожили. Ни одной живой души не оставили, даже диких животных и птиц, которые находились на той территории, всех истребили, а крепость Бамиан снесли.

 

Стихи:

Такой огонь воспламенил от дыма души,

Который сжёг всю крепость вместе с его жителями.

 

Великий Сахибкиран Чингиз-хан ту крепость назвал Баубалык, что значит «злой город» и с этого времени в нем больше никто  не живет. Это событие произошло в 618 году хиджры10.

 

(Продолжение в следующем номере)

1 Абискун – Каспийское море.

2 Ниса –  древний город, руины которого расположены близ селения Багир, в 18 км к западу от Ашхабада.

3 11 зуль-хиджа 617 г. – 4 февраля 1221 г.

4 Газнин (Газна) -  город в Афганистане.

5 Валиян –  крепость в Тохаристане.

6 Талукан – средневековый город-крепость на севере Афганистана, ныне админи-стративный центр провинции Тахар.

7 Андараб – долина одноименной реки в северо-восточной части современного Афганистана.

8 Бамиан -  ныне столица провинции Бамиан в центральной части Афганистана.

9 Старший сын Чагатай-хана – Мутугэн. См.: Рашид ад-дин. Сборник летописей. В трех томах. Т. II. – М.-Л., 1960. – С.89.

10 618 год хиджры –  25 февраля 1221 г. – 13 февраля 1222 г.