Тіркелу   Забыли пароль?


2013/4. 50-64 б. Тулибаева Ж.М. «Изучение арабографических источников по истории Казахстана: становление основных направлении».«Археография және деректану ұлттық орталығының хабарлары» журналы.




Тулибаева Ж.М. «Изучение арабографических источников по истории Казахстана: становление основных направлении».«Археография және деректану ұлттық орталығының хабарлары» журналы. 4-2013. с. 50-64.

 

Жулдыз Тулибаева

Доктор исторических наук, профессор

 

 

ИЗУЧЕНИЕ АРАБОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА: СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

 

 

Использование арабографических источников в подлиннике для исследования истории Казахстана имеет уже свою традицию. Изучение истории казахов на основе данных восточных источников началось с XIX века. Из числа русских ученых, живших в Казахстане и внесших значительный вклад в изучение истории казахского народа, необходимо отметить востоковедов В.В. Григорьева (1816-1881) и В.В. Вельяминова-Зернова (1830-1904), находившихся на службе в Оренбургском крае.

По просьбе В.В. Григорьева Мирза Шамс Бухари в 1860 г. написал сочинение «О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре». Сочинение описывает события, происходившие в Бухаре, Коканде и Кашгаре в первой половине XIX в. и написано на основе личных воспоминаний и наблюдений. Труд Мирза Шамса Бухари известен в научном мире и привлекался в качестве источника для ряда исследований. Материал по истории казахов содержится в рассказе, описывающем Туркестан, его жителей, близлежащие населенные пункты и расстояния между ними. В 1861 году В.В. Григорьевым был издан текст сочинения, дан его русский перевод с примечаниями.1

Были опубликованы работы В.В. Вельяминова-Зернова, составившие эпоху в изучении тюркских народов. В.В. Вельяминов-Зернов в своих источниковедческих исследованиях по истории казахов собрал и изучил множество исторических известий из различных арабографических источников. Ученый перевел и опубликовал на русский язык извлечения из следующих сочинений: «Тарих-и Рашиди» Мирза Мухаммад Хайдар доглата, «Тарих-и аламара-йи Аббаси» Искандара-мунши, «Шараф-наме-йи шахи» Хафиз Таныша Бухари и другие.

Из всех трудов ученого особое значение для изучения истории Казахстана имеет вторая часть его книги «Исследования о касимовских царях и царевичах», в которой систематизированы и изложены ранее неизвестные сведения восточных авторов о Казахском ханстве.2 В вышеназванной работе были использованы значительные извлечения из «Шараф-наме-йи шахи», которые были им опубликованы в восточном тексте и русском переводе.

Вельяминов-Зернов В.В. был одним из первых исследователей истории казахов, использовавших в своем труде метод сопоставления восточных и русских источников. Его труды, широко охватывавшие самые разнообразные вопросы, не утратили своей научной ценности и поныне. Взаимоотношения казахов с центрально-азиатскими ханствами в 40-60-х годах XVIII в. хорошо отражены в двухтомном труде В.В. Вельяминова-Зернова о казахах, основанном на архивных данных административных учреждений Оренбургского края.3

Одним из первых исследователей истории казахов, использовавших сочинения персоязычных и тюркоязычных авторов, по праву считается Чокан Валиханов (1835-1865). Он ввел в научный обиход много самых различных источников: архивных документов, собранных в Омском областном архиве, рукописей восточных авторов, вывезенных им из Кашгара и приобретенных в казахских степях, преданий и легенд казахов о своем историческом прошлом, эпиграфических материалов.

Для изучения истории кочевых народов, по мнению Чокана Валиханова, особую важность имеют их легенды, эпос, предания, песни.4 В своих работах он стремился привлекать сведения, заимствованные из самых различных источников, перепроверяя и сравнивая их.5 Валихановым были сделаны подборки копий архивных документов по взаимоотношениям казахских жузов с ханствами Средней Азии. Подлинники многих из этих документов до настоящего времени не сохранились, в связи с чем особенно повышается научная ценность трудов Чокана Валиханова.6

Сопоставляя свидетельства разноязычных источников с данными казахского фольклора и эпоса, Чокан Валиханов составил генеалогические таблицы родословных казахских ханов и султанов. Скрупулезно собранный и тщательно систематизированный материал позволил исследователю рассмотреть исторически сложившийся институт ханства в его развитии на примере правления хана Среднего жуза Аблай-хана (1771-1781).7

В дневниках и рукописях Чокана Валиханова много внимания уделяется вопросу завоевания Казахстана Россией, особенно внешнеполитическим причинам, ускорившим вхождение края в со- став Российской империи. Дневники его путешествий в практи-    чески неизвестные  науке того  времени страны: Семиречье, Киргизию, Восточный Туркестан, – труды и исследования по истории и культуре тюркских народов были высоко оценены его современниками, и не утратили своей научной значимости и в наши дни.

Академик В.В. Бартольд (1869–1930), востоковед, за годы своей научной деятельности написал 685 монографий, рецензий и заметок, многие из которых непосредственно затрагивают историю казахского народа и Казахстана. Среди них особо следует отметить такие исследования, как «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (1900), «Сведения об Аральском море в низовьях Сыр-Дарьи с древнейших времен до XVII в.» (1902), «История Туркестана» (1922), «Киргизы: Исторический очерк» (1927), «История культурной жизни Туркестана» (1927), «История турецко-монгольских народов» (1928).

История казахского народа – неотъемлемая часть истории народов центральноазиатского региона, многообразные связи с которыми на протяжении веков оставили глубокий след в материальной и духовной жизни казахов. В этой связи особо хочется отметить труды В.В. Бартольда, посвященные исследованию вопросов истории развития ислама – «Культура мусульманства» (1918) и «Ислам» (1918).

В исследовании «Очерк истории Семиречья», В.В. Бартольдом впервые дано систематическое изложение истории края и его населения в связи с историческими судьбами других народов Средней и Центральной Азии, начиная с истории усуней (II в. до н.э.) и до падения державы калмыков (1758 г.). Глава «Могулистан» из этого труда, где раскрываются основные вехи политической истории Могулистана,  до сих пор не утратила своего научного значения. В.В. Бартольд подробно осветил события похода Амир Тимура в 1389 г. в Семиречье против Енге-торе и Хизр-Ходжа-хана. Маршрут его похода сохранился во всех подробностях с упоминанием многочисленных топонимов. В.В. Бартольд дает переводы ряда географических названий.

Во многих своих исследованиях В.В. Бартольд особое внимание уделял культурным взаимоотношениям между кочевыми племенами, обитавшими в степях Казахстана, и оседлым народом Центральной Азии, развитию и роли торговли между ними, проникновению ислама в среду кочевников.

В значительной степени развитие и становление исторической науки в Казахстане в 20-е годы было связано с именем академика В.В. Бартольда. Выдающийся востоковед, он обогатил казахстанское востоковедение своими трудами и исследованиями, заложив фундамент научного изучения истории Центральной Азии в раннем средневековье, разработав многие вопросы средневековой истории Казахстана, введя в научный оборот разнообразные арабографические источники.

Труды ученого отличала высокая источниковедческая культура: главной задачей историка, по его мнению, было выявление причинной связи между фактами, прежде всего выделяя те, «которые ему кажутся необходимыми для объяснения и систематического изложения фактов в их совокупности и достоверность которых может быть точно установлена».8

Прекрасно зная и владея материалом уже выявленных и известных источников по истории Центральной Азии и Казахстана, В.В. Бартольд приложил немало усилий к обнаружению новых материалов во время своих поездок в Среднюю Азию, зарубежные страны Востока и Западную Европу. Итоги этих поездок были опубликованы им в ряде статей-отчетов о командировках в Туркестан, заметках «О некоторых восточных рукописях”, “Занятия в туркестанских библиотеках и музеях летом 1925 г.» и другие. Ценный библиографический материал по истории Центральной Азии и Казахстана содержится в работе «История изучения Востока в Европе и России», до сих пор не потерявшей научного значения.

Многие исследования В.В. Бартольда посвящены изучению персидских и тюркских сочинений и документов. Значение данных документов для изучения истории казахского народа очень велико. Любое научное исследование, посвященное истории казахов и Казахстана, выполненное без привлечения данных вышеупомянутых восточных рукописей, не будет полноценным, не сможет воссоздать подлинной истории казахского народа.

Бартольдом В.В. был исследован и введен в научный оборот сочинение Му’ин ад-Дина Натанзи «Мунтахаб ат-таварих-и Му’ини» под названием «Аноним Искендера», которому он посвятил ряд своих статей.9 Ряд трудов ученого посвящены исследованию творчества Хафиз-и Абру.10

В 1423 г. Хафиз-и Абру по заказу Мирзы Байсункара начал писать сочинения в четырех томах. Для изучения истории Казахстана особое значение имеет четвертый том сочинения, имеющий свое название «Зубдат ат-таварих-и Байсункари», главы посвященные походу могулистанского правителя Туглук-Тимур-хана на Мавераннахр, походы Тимура на Могулистан, сражениям Тимура с дуглатским эмиром Камар ад-Дином, посольству Шахруха в Китай и его прохождении через Могулистан в 20-х гг. XV в., походу Мирзы Улугбека в Могулистана. В отличии от своих предшественников, Хафиз-и Абру сообщает более полные сведения по Могулистану. Издатель персидского текста Низам ад-Дина Шами «Зафар-наме» Ф. Тауэр приводит многочисленные выдержки из «Зубдат ат-таварих» Хафиз-и Абру, дополняющие и уточняющие данные Низам ад-Дина Шами.11

В 1919 г. при Киргизском (Казахском) Военревкоме был создан Историко-статистический отдел, преобразованный через год в Академцентр при Наркомпросе республики. В 1925 г. на его основе учреждено «Общество по изучению Казахстана», основной задачей которого явилось сбор и сохранение документов и их научное использование. В 1921 г. создан Главархив Казахской АССР, преобразованный вскоре в Центральный архив республики. При поддержке ученых Москвы и Ленинграда в центре и на местах готовились национальные кадры историков.

Становление и развитие исторической науки в Казахстане в 30-е годы связано с именем С.Д. Асфендиарова. Ему принадлежит разработка многих фундаментальных проблем истории Казахстана.12

В 1932 г. была создана Казахстанская база Академии наук СССР. В структуре базы была организована историко-археологическая комиссия, преобразованная в 1935 г. в сектор. По мере развития казахстанской исторической науки становилось очевидным, что для исследования многих кардинальных проблем истории казахского народа, необходимо самое широкое привлечение восточных хроник и сочинений, составители которых сами являлись не только свидетелями, но и участниками описываемых событий. Вследствие чего, в 30-е годы С.Д. Асфендиаровым совместно с П.А. Кунте был подготовлен сборник извлечений и материалов из книг античных и восточных авторов, содержащих ценные сведения по истории Казахстана и Центральной Азии.

Это был значительный шаг вперед в расширении источниковой базы исторических исследований в Казахстане.14 Пособие содержало отрывки из сочинений: «Тарих-и Рашиди» Мирза Мухаммад Хайдар доглата, «Тарих» Шах Махмуд ибн Мирза Фазил чораса, «Раузат ас-сафа» Хондемира, «Михман-наме-йи Бухара» Рузбихана, «Зубдат ал-асар» Абдаллах ибн Мухаммад ибн Али Насраллахи, «Абдаллах-наме» Хафиз Таныша, «Тарих-и аламара-йи Аббаси» Искандара-мунши, «Шаджара-йи турк ва могул» Абу-л-Гази, «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бий ибн Хушум-бий джалаири.

В 1939-1941 гг. группой востоковедов издаются работы по истории Средней и Центральной Азии: «Материалах по истории каракалпаков и  Каракалпакии»,15 «Материалы по истории туркмен и Туркмении»,16  «Сборник материалов по истории Золотой Орды».17 В изданных трудах также содержатся сведения по истории казахов и Казахстана.

В 1938 г. Казахстанская база АН СССР была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР. В 1942 г. в его составе создан Институт языка, литературы и истории. В 1946 г. Казахских филиал Академии наук СССР был преобразован в Национальную Академию наук Казахской ССР. При Отделении общественных наук был создан сектор востоковедения. В исторической науке Республики начался качественно новый этап. Одним из важных направлений исследований казахстанских историков и востоковедов становится источниковедение. Была проделана большая работа по изучению архивов Омска, Оренбурга, Москвы и Ленинграда. В 1947 г. в Алматы вышел «Библиографический указатель материалов по истории Казахстана» Н. Сабитова, содержащий краткие данные о восточных источниках по истории казахского народа.

Большую помощь казахстанским историкам оказали научные учреждения городов Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербург), активно содействовавшие подготовке востоковедных кадров республики. В 1955 г. на базе сектора уйгуро-дунганской культуры при Президиуме АН КазССР был создан сектор востоковедения.

В 1959 г. вышел в свет первый том трудов сектора. В дальнейшем сектор был расформирован и его сотрудники составили ядро отдела истории сопредельных стран зарубежного Востока (1959-1963) при Институте истории, археологии и этнографии АН КазССР. Ведущим направлением работы отдела являлось источниковедение. Казахстанские востоковеды приступили к переводу широкого круга источников по истории древнего и средневекового Казахстана на арабском, персидском, китайском, тюркском языках.

В исследовании истории и истории культуры Центральной Азии и Казахстана периода позднего средневековья значительную роль сыграл Семенов АА., сделавший доступным широкому кругу исследователей ряд рукописных источников.18   В своих трудах А.А. Семенов подробно останавливается на истории Бухарского ханства, родословной узбекских правителей, внутреннем и политическом устройстве государства и внешнеполитических связях с сопредельными  странами, в том числе и на взаимоотношениях с Казахстаном.

Одним из первых казахстанских востоковедов был С.К. Ибрагимов, внесший огромный вклад в развитие отечественного источниковедения.  Им  были опубликованы и введены в научный оборот ценные сведения по истории казахских ханств из восточных трудов: «Таварих-и гузида-йи нусрат наме», «Шайбани-наме» Бинаи, «Фатухат-хани» Бинаи, «Та’рих-и Абулхайр-хани» Масуд ибн Усман Кухистани, «Зубдат ал-асар» Абдаллах ибн Мухаммад ибн Али Насраллахи, «Тарих-и Кашгар» и других сочинений. Незавершенные, ввиду преждевременной смерти ученого, исследования Ибрагимова С.К. тем не менее дали немало новых конкретных сведений о политической и отчасти социальной истории Казахстана XV - XVIII веков.19

Исследования С.К. Ибрагимова выявили ценные сведения из сочинения «Та’рих-и Абулхайр-хани». В данном труде подробно описывается о предыстории воцарения Абу-л-Хайр-хана в Восточном Дешт-и Кипчаке, о разгроме мятежными эмирами его предшественника Джумадук-хана, о восшествии на трон Абу-л-Хайр-хана. В тексте приводятся некоторые даты по хиджре или по двенадцатилетнему животному циклу. Рассказы автора «Та’рих-и Абулхайр-хани» свидетельствуют о политической раздробленности Дешт-и Кипчака в XV в., о войнах Абу-л-Хайр-хана с Махмуд-ходжа-ханом, с братьями Ахмад-ханом и Махмуд-ханом, с Мустафа-ханом.

Значительное место в сочинении занимают рассказы о взаимоотноше-ниях Абу-л-Хайр-хана с Тимуридами. «Та’рих-и Абулхайр-хани» сочинение с ярко выраженной политической прошейбанидской направленностью. Наиболее интересные главы сочинения, с точки зрения изучения истории казахов, следующие: «Рассказ о причине возвращения хана, подобного Юпитеру, из Хорезма в Дешт-и Кипчак», «Рассказ о битве и сражении с Махмуд-ханом и Ахмад-ханом и о их разгроме [Абу-л-Хайр-ханом]», «Рассказ о походе хана ради завоевания Сыгнака», «Рассказ о первоначальных делах Султана Абу-Саида и о его бегстве к милости падишаха преславного в Дешт-и Кипчак во дворец хакана стран [Абу-л-Хайр-хана].

В 1966 г. вышла статья В.П. Юдина «Известия «Зийа ал-кулуб» Мухаммад Аваза о казахах XVI в.», по-прежнему представляющий научный интерес и по сей день.20 В статье приводится перевод извлечений из вышеупомянутого агиографического сочинения, содержащей сведения о действиях ордена Накшбандиййа среди казахов в XVI веке.

Сочинение «Зийа ал-кулуб» посвящено деятельности известного суфия Ходжи Исхака Вали, с именем которого в значительной степени связана история распространения суфизма среди казахов. Изучение истории проникновения и распространения ислама в Казахстане затрудняется из-за крайне ограниченного круга источников. В.П. Юдин в данной статье пишет: «В настоящее время основной причиной, тормозящей изучение казахского средневековья, является малочисленность исторических известий. Основными источниками по истории этой эпохи являются восточные нарративные сочинения. Одной из групп таких источников являются агиографические сочинения, ценность которых давно признана востоковедением. Для изучения истории казахского народа жития мусульманских святых фактически не привлекались».21

Ходжи Исхак Вали особенно активно проповедовал суфийское учение ордена Накшбандиййа среди казахов и имел среди них много последователей. В частности, в сочинении говорится о вступлении казахского хана Таваккула со ста двадцатью сыновьями и султанами в число муридов Ходжи Исхака Вали. Анализируя материалы сочинения «Зийа ал-кулуб» Юдин В.П. приходит к выводу, что ислам в XVI в. распространялся в Казахстане в форме суфийских учений, значительную роль в распространении ислама играла светская знать – ханы и султаны.

В.П. Юдин пишет: «Исламизация казахского населения, как внедрение в его сознание религиозной идеологии развитого феодального общества, не могла не стимулировать процесса укрепления верховной власти и государственных институтов, более четкого оформления феодальных отношений и процесса дальнейшей консолидации народности… Исламизация казахов, несомненно, способствовала укреплению на идеологической основе союза казахских феодалов с духовными и светскими феодалами городов Туркестана и Мавераннахра».22

Ибрагимову С.К. принадлежала инициатива подготовки сборника извлечений из восточных источников «Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII вв.». Эта сложная и кропотливая работа была завершена В.П. Юдиным.23 В свод вошли в переводе на русский язык извлечения из тюркских и персидских источников: «Таварих-и  гузида-йи нусрат-наме» («Избранная история, книга побед»), «Фатх-наме» («Книга побед»), «Зубдат ал-асар» («Сливки летописей»), «Та’рих-и Рашиди» («Рашидова летопись»), «Та’рих-и Кипчак-хани» («Кипчакханова история»), «Та’рих» («Хроника») Чураса и других. Таким образом, были введены в научный оборот извлечения из 16 персо- и тюрко-язычных сочинений и 4 вакуфных документов, содержащих ценные сведения о средневековой истории казахских ханств, их взаимоотношений с соседними государствами и народами. Значительно была расширена источниковедческая база востоковедных исследований в Казахстане. Работа была подготовлена сотрудниками Института истории, археологии и этнографии АН Казахстана: С.К. Ибраги-мовым, В.П. Юдиным, К.А. Пищулиной, Н.Н. Мингуловым. В исследование были также включены переводы, подготовленные О.Ф. Акимушкиным и М.А. Салахетдиновой, тогда сотрудниками ЛО ИВ АН СССР.

Акимушкин О.Ф. выполнил основной перевод из «Фатх-наме» Муллы Шади, М.А. Салахетдинова осуществила перевод из «Шараф-наме-йи». В сочинении «Фатх-наме» содержатся известия об Абу-л-Хайр-хане, мангытских мирзах, Йадгар-хане и его сыне Буреке, о Мухаммад Шайбани-хане, его действиях в казахских степях, в Туркестане, о могулистанских ханах. Междоусобицы во владениях тимуридов, могулистанских ханов, неурядицы в Дешт-и Кипчаке способствовали захвату власти в Туркестане Мухаммад Шейбани-ханом. Сведения из «Фатх-наме» совпадают со сведениями ряда других источников, однако ряд известий сочинения имеют уникальный характер, в частности, сведения о Йадгар-хане, что повышает научную ценность источника.

Ко всем извлечениям в сборнике В.П. Юдиным написаны 17 источниковедческих статей, в которых автор ставит и решает ряд вопросов историко-источниковедческого характера. Им же была выполнена сверка русских переводов всех извлечений с текстом персидских и тюркских сочинений и окончательная редакция переводов. Помимо этого, в сборник были включены переводы с научными комментариями В.П. Юдина из 10 персо- и тюркоязычных сочинений.

С.К. Ибрагимов осуществил перевод из «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани», совместно с К.А. Пищулиной из «Шайбани-наме» Бинаи. К.А. Пищулина выполнила переводы из первой части сочинения «Тарих-и Рашиди», из второй и третьей части 6 тома «Бахр ал-асрар».

Особую группу письменных источников составляют различного рода документы – ханские грамоты, письма, акты и т.д. Этот вид источников до сих пор казахстанскими исследователями почти не использовался. Поэтому особую ценность представляют грамоты, помещенные в вышеупомянутом сборнике. Эти документы очень ценны для изучения социально-экономической истории присырдарьинских городов, их исторической топографии. В сборник были  включены  переводы 4 грамот.24  Из них  три  написаны на тюркском  языке,  одна  на персидском. Грамота написанная на персидском языке издавалась П.П. Ивановым,25 в сборник она была включена в новом, уточненном переводе.

С именем В.П. Юдина связано введение в научный оборот широкого круга малоизвестных источников на персидском и тюркском языках, явившихся надежной источниковой базой для реконструкции некоторых проблем истории тюркских народов в средние века. Он опубликовал свыше 80 научных работ на русском, казахском, уйгурском языках, некоторые из них вышли за рубежом в английском переводе.

Широкую известность получила его статья «О родоплеменном составе могулов Могулистана и Могулии и их этнических связей с казахским и другими соседними народами»,26 где рассматриваются вопросы истории Могулистана, Могулии, судьбы могульского этноса, его роли в истории Центральной Азии, родоплеменного состава и языковой принадлежности, этнических связей с казахским, уйгурским и другими народами.

Юдин В.П. считал, что «без изучения истории могулов не могут быть правильно поняты многие стороны исторического процесса в Центральной Азии. Один из важных вопросов истории могулов – этническое взаимодействие с казахами, киргизами и другими народами». Согласно его мнению, могульские племена доглат и канглы-бекчик вошли в состав старшего жуза, а могульское племя кераиты приняли участие в сложении Среднего жуза.

Юдиным В.П. впервые в отечественной науке был поставлен вопрос о восточно-туркестанском государстве Могулия, о времени его образования и территориальном отличии от Могулистана. Его основателем явился чагатаид, потомок могульских ханов Султан Саид-хан, который в начале XVI в. разгромил в Кашгарии независимое тогда от Могулистана владение доглатского эмира Абу Бакра.27

Говоря о происхождении казахских жузов, В.П. Юдин утверждал, что в основе происхождения жузов лежит экономико-географический фактор: «…в Семиречье – Старший жуз, на территории бывшей Ак-орды – Средний жуз и на территории бывшей Ногайской (Мангытской) Орды – Младший жуз. Сама же необходимость деления на жузы, по-видимому, как на это указывалось и ранее, диктовалась хозяйственно-экономическим районированием Казахста-на, базирующимся на географо-климатических признаках».28

Согласно мнению В.П. Юдина Кок Орда находилась на востоке, а Ак Орда – на западе, и что после Западного похода Золотая Орда отождествлялась с Ак Ордой.29  Погибла же Ак Орда вместе с Золо- той Ордой, а Кок Орда  прекратила  свое  существование  после первых преемников Орда-Эджена, задолго до XV века. Потомки Орда-Эджена еще правили некоторое время после него и даже действовали на второстепенных ролях при ханах других джучидских династий в Дешт-и Кипчаке, но на смену Кок Орде уже в XIV веке пришли новые политические образования, не соответствовавшие прежним.

Политическая карта левого крыла и правого крыла бывшего улуса Джучи стала сложной и быстро меняющейся. По утверждению В.П. Юдина «непоследовательность введения в научный обиход восточных сочинений различных историографий и неправомерно сохраняющийся высокий авторитет некоторых их них, например того же «Аноним Искандара» или «Шаджара-йи турк ва могул» Абу-л-Гази, подлежащий пересмотру в свете последних достижений источниковедения, также играли и играют до сих пор негативную роль в дискуссии по проблеме Белой и Синей Орд и в историографии Дешт-и Кипчака в целом».30

Так например, территорию улусов Шайбана и Шейбанидов мусульманские историки помещают в самых разных районах Улуса Джучидов – от крайнего запада до крайнего востока. Из источников известно, что улус самого Шайбана еще при его жизни перемещался из одного пункта в другой, с запада на восток, на реку Яик и за нее. В смутное время в Улусе Джучи (1360-1380) некоторые Шейбаниды обосновывались в Волго-Донском междуречье. Шейбаниды на короткое время даже становились ханами Джучиева улуса. До сих пор верны слова В.П. Юдина, «что без скрупулезного, конкретного в отношении времени и пространства изучения динамики исторических изменений всех доступных исследованию Улусов Джучидов на территории Дешт-и Кипчака трудно ожидать крупных позитивных сдвигов в изучении истории Казахстана XIII-XV и XVI-XVIII вв., да и всего Дешт-и Кипчака за это время».31

В начале 70-х гг. собрание переведенных и изданных восточных рукописей и материалов пополнилось обширным сводом извлечений из двадцати исторических и географических арабских, персидских и тюркских источников X-XIX  вв., в которых нашли отражение различные события политической истории народов Центральной Азии и Казахстана на протяжении многих столетий. Благодаря помощи ученых Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР был подготовлен сборник под названием «Материалы по истории киргизов и Киргизии» под руководством В.А. Ромодина.32

Сборник состоит из трех частей. В первую часть вошли отрывки из шести сочинений X-XIII вв. Переводы из персидских источников – «[Китаб] масалик ал-мамалик» ал-Истахри, «Худуд ал-‘алам», «Джахан-наме» были выполнены З.Н. Ворожейкиной.

Во вторую часть были включены переводы из шести наиболее ценных персоязычных сочинений XV-XVI вв. Отрывки из сочинений «Зафар-наме» Низам ад-Дина Шами, «Аноним Искандара», «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Али Йезди, «Матла’ ас-са‘дайн ва маджма’ ал-бахрайн» Абд ар-Раззака Самарканди были выполнены О.Ф. Акимушкиным.

Из «Зафар-наме» были переведены главы, посвященные походу Амира Тимура на Могулистан в 773/1371-72 г., в 777/1375 г. и в 778/1376 году. В главе, посвященной рассказу о походе Тимура на Хорезм в третий раз, Низам ад-Дина Шами упоминает Дешт-и Кипчак под названием Узбекский вилайет. Когда Амир Тимур находился в походе на Хорезм его эмиры восстали и осадили крепость и укрепления Самарканда. Однако потерпели поражение и бежали в Узбекский вилайет к Урус-хану. Находясь у Урус-хана, они также проявили предательство, восстали против него и разбили его.33

Особый интерес представляет глава, в которой рассказывается о походе Тимура на войну с Токтамыш-ханом. Описывая поход Тимура против Инга-тюри, Шами называет местности через которые проходили войска Тимура, пока не достигли Иртыша. Здесь же рассказывается о столкновениях с Хызр-ходжа-огланом. Во время похода Токтамыш-хана в 791/1388-89 г. на Мавераннахр, Хаджи-бек вместе с Мулук-сарбадаром, восстав против Амир Тимура, присоединились к Токтамыш-хану.34

В сочинении упоминается прибытие послов, от Тимур-Кутлуг-оглана, эмира Идику и Хызр-ходжа-оглана. Амир Тимур устроил пир в их честь и одарил их подарками. Посольство передало слова Тимур-Кутлуг-оглана: «Все мы рабы, слуги и взращенные милостями его величества. И ежели доселе рубец вражды безобразил лицо нашей искренней дружбы, то затем в зеркале разума мы увидели скверну этого и перестали стоять на том. Если его величество – убежище халифства, следуя божеским качествам, прочтет над нашими грехами стих «Прощает Аллах то, что прежде делалось», то впредь мы не сойдем с широкой дороги службы и не поднимем головы с порога повиновения».35

В третью часть вошли извлечения из пяти ферганских и кашгарских исторических сочинений XVI-XIX веков. Переводы из персидских источников «Зийа ал-кулуб», «Джалис-и муштакин» Мауланы Пируи Бухараи были выполнены З.Н. Ворожейкиной. В этих  источниках содержатся интересные сведения о доисламских верованиях, о религиозных верованиях казахов. Извлечения содержат сведения по исторической географии и топонимике юго-восточных районов современного Казахстана.

Содержатся данные о жизни населения Семиречья, необходимые для выяснения этнического состава и территориального распределения населения этого региона в XV веке.

Среди казахстанских историков продолжалась кропотливая работа по выявлению и введению в научный оборот восточных источников по истории древнего и средневекового Казахстана на арабском, персидском, тюркском языках. Появился ряд интересных исследований, среди которых особо  следует отметить работу Б.Е. Кумекова «Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам».36

На материалах персоязычных источников была написана работа Пищулиной К.А. «Юго-Восточный Казахстан в середине XIV – начале XVI вв» (Алма-Ата, 1977), где исследуются вопросы политической и социально-экономической истории этого региона, входившего в XIV-XV вв. в состав Могулистана.

Исследуется история Могулистана, ее взаимоотношения с соседними странами, в частности с Ак Ордой. В своей работе К. А. Пищулина исследует предпосылки и образование Казахского ханства. Юго-Восточный Казахстан занимал важное место в истории казахского народа. Особенности естественно-географических условий, исторически сложившийся путь политического и экономического развития выделили район Юго-Восточного Казахстана в обособленный хозяйственный район, в котором с глубокой древности наряду с кочевым и полукочевым скотоводством существовало оседлое земледелие, возникали поселения и города.37

Юго-Восточный Казахстан был одним из трех главных этно-политических узлов, в которых тюркские и тюркизированные племена формировались в этническую общность – в казахскую народность. XIV-XV вв. – важный период в процессе формирования казахской народности. В книге исследуется роль населения Семиречья в образовании Казахского ханства, появление которого способствовало ликвидации политической обособленности от других районов расселения казахов.

Пищулиной К.А. принадлежат также ряд исследований, посвященных истории образования казахского ханства, взаимоотношениям народов Казахстана с государствами Средней Азии, все её научные разыскания основаны на использовании оригинальных источников.38

Публикация оригинальной части «Хроники» Шах Махмуда Чураса О.Ф. Акимушкиным предоставило исследователям ценные материалы по истории казахов и их взаимоотношений с соседними народами.39

В 1981 г. по инициативе В.П. Юдина была учреждена Постоянная востоковедная археографическая экспедиция при Обществе охраны памятников истории и культуры КазССР и разработана программа маршрутов в различные центры рукописехранилищ. Состоялись восемь археографических экспедиций в хранилища рукописей гг. Ташкент, Душанбе, Казань, Санкт-Петербург, Омск, Тобольск, Москва. В ходе экспедиций были выявлены рукописи, содержащие порой уникальные сведения по истории и культуре казахов. Все выявленные материалы хранятся ныне в Институте востоковедения им. Р.Б. Сулейменова МОН РК.

В 1983 г. в Алма-Ате вышел сборник «Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI-XVIII вв.». В нем опубликована статья В.П. Юдина «Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая…», в которой сформулированы понятия «степная устная историология» и «чингизизм».40 В данной статье автором высказано оригинальное мнение о Чингиз-хане и Чингизидах: «Мы полагаем, что в данном случае есть все основания говорить о сложении новой религии. Религия эта была одной из составляющих мировоззрения и идеологии, порожденных татаро-монгольскими завоеваниями. Этот новый комплекс мировоззренческих и идеологических представлений мы назвали чингизизмом. В узком смысле мы употребляем этот термин и в отношении новой веры, и в отношении других аспектов этого явления...».41

Чингизизм не стал мировой религией, но для кочевников на протяжении двух столетий эти формы духовного развития – огузизм и чингизизм, были господствующими. В этой же статье В.П. Юдин пишет: «Чингизизм освятил право рода Чингиз-хана на верховную власть. Это, в частности, выразилось в том, что титул «хан» стал исключительной прерогативой Чингизидов… Чингизизм как исторический феномен не изжил себя вплоть до нашего времени. История XX века дает ряд примеров его использования определенными кругами и силами в политической практике».42  В этой же работе В.П. Юдин установил, что первым годом достоверного упоминания в источниках казахских жузов можно назвать 1616 г., а не 1731, как считалось ранее.

В 1992 г. в Алма-Ате был издан уникальный тюркоязычный памятник  средневековья – «Чингиз-наме» Утемиш-хаджи, один из основных источников по истории Казахстана XIV века. Публикация рукописи Утемиша-хаджи в оригинальном тексте, ее транскрипции, перевода, текстологические примечания, выполненные В.П. Юдиным, являются крупным вкладом в источниковедение средневековой истории Казахстана. В «Чингиз-наме» содержатся сведения по политической, этнополитической истории, хозяйственной, социально-культурной жизни населения Восточного Дешт-и Кипчака.

Таким образом, начиная с XIX в. отечественными и зарубежными источниковедами были выявлены, исследованы и введены в научный оборот арабографические источники, содержащие ценные сведения по истории казахов и Казахстана периода средневековья.

 

____________

 

1 О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре. Записки мирзы Шемса Бухари, изданные в тексте, с переводом и примечаниями В.В. Григорьевым. Казань, 1861.

2 Вельяминов-Зернов В.В. Исследования о касимовских царях и царевичах // Труды Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. СПб., 1864. Часть 2. С. 288-340.

3 Вельяминов-Зернов В.В. Исторические известия о киргиз-кайсаках и сношениях России со Средней Азией со времени кончины Абулхайр-хана (1748-1765 гг.). Т.I. Уфа, 1853. 47 с.

4 Сказание об Едигее и Токтамыше. Киргизский текст по рукописи, принадлежавшей Ч.Ч. Валиханову, издал проф. П.М. Мелиоранский. СПб., 1905. 62 с. 

5 Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А. Чокан Валиханов – востоковед, Алма-Ата, 1985, С. 107.

6 Валиханов Ч.Ч. Сочинения, Т.I, Алма-Ата, 1961, 778 с.

7 Валиханов Ч.Ч. Сочинения, Т.I, Алма-Ата, 1961. С. 430-505.

8 Бартольд В.В. Сочинения. Т. IX. М., 1977. С. 208.

9 Бартольд В.В. Сочинения. Т. VIII. М., 1973. С. 491-503.

10 Бартольд В.В. Сочинения. Т. VIII. М., 1973. С. 74-97, 600.

11 Histoire des Conquetes de Tamerlan intitulee Zafarnama par Nizamuddin Sami avec des additions empruntees au Zubdatu-t-tavarih-i Baysunguri de Hafiz-i Abru. Edition critique par F. Tauer. Texte persan du Zafarnama. Praha, 1937. Introduction, commentaire, index. Praha, 1956.

12 Асфендиаров С.Д. О некоторых основных вопросах истории казахов // Большевик Казахстана, 1933. № 10. С.29-38; Асфендиаров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен). Т. I. Алма-Ата -  Москва, 1935. 263 с..

13 Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сб.1. (V в. до н.э. –  XVIII в. н.э.). Под ред. проф. С.Д. Асфендиарова и проф. П.А. Кунте. Москва- Алма-Ата, 1935. 298 с.

14 Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А. Востоковедные исследования в Казахстане. Некоторые вопросы истории и современного состояния. Информационный обзор. Алма-Ата, 1989. 44 с.

15 Материалы по истории каракалпаков и Каракалпакии // ТИВ АН СССР. М.-Л., 1935. Т.7. 199 с.

16 Материалы по истории туркмен и Туркмении. Иранские, бухарские и хивинские источники XVI-XIX вв. Под ред. В.В.Струве, А.К. Боровкова, А.А. Ромаскевича, П.П. Иванова. Т.2, М.-Л., 1938, 700 с.; Материалы по истории туркмен и Туркмении. VII-XV вв. Т. I. Арабские и персидские источники. Под ред. С.Л. Волина, А.А. Ромаскевича и А.Ю. Якубовского. М.-Л., 1939. 612 с.

17 Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.2. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.-Л., 1941. 308 с.

18 Мухаммед Юсуф Мунши. Муким-ханская история. Перевод с таджикского, предисловие, примечания и указатели профессора А.А. Семенова. Ташкент, 1956. 260 с.; Мир Мухаммед Амин-и Бухари. Убайдулла-наме. Перевод с таджикского с примечаниями члена-корреспондента Академии Наук Узбекской ССР профессора А.А. Семенова. Ташкент, 1957. 326 с.; Абд ар-Рахман Таъле. История Абу-л-Фейз-хана. Перевод с таджикского, предисловие, примечания и указатели профессора А.А. Семенова. Ташкент, 1959 242 с.

19 Ибрагимов С.К. Некоторые источники по истории Казахстана XV-XVI вв. // Вестник АН КазССР, 1956 № 9(138). С. 51-60; Он же. Некоторые данные к истории казахов XV-XVI вв. // Известия АН КазССР, Серия истории, экономики, философии, права, 1956. Вып. 3. С. 107-112; Он же. Новые материалы по истории Казахстана XV-XVI вв. // История СССР, 1960. № 4. С. 152-158; Он же. «Шейбани-наме» Бинаи как источник по истории Казахстана XV в. // ТСВ АН КазССР. Т. I. Алма-Ата, 1959. С. 190-207; Он же. Сочинения Масуда бен Османи Кухистани  «Тарихи Абулхаир-хани» // Известия АН КазССР. Сер. истории, археологии, этнографии, 1958. № 3. С. 85-102.

20 Юдин В.П. Известия «Зийа ал-кулуб» Мухаммад Аваза о казахах XVI в. // Вестник АН КазССР, 1966. № 5 (253). С. 71-76.

21 Там же. С. 71.

22 Там же. С. 72.

23 Материалы по истории  казахских ханств в XV-XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений). Составители: С.К. Ибрагимов, Н.Н. Мингулов, К.А. Пищулина, В.П. Юдин. Ответ. ред. Б.С. Сулейменов. Алма-Ата, 1969. 650 с.

24 Там же. С. 313-319.

25 Материалы по истории каракалпаков и Каракалпакии // ТИВ АН СССР. М.-Л., 1935. Т.7. С. 34-35.

26 Юдин В.П. О родоплеменном составе могулов Могулистана и Могулии и их этнических связях с казахскими и другими соседними народами» //Центральная Азия в XIX-XVIII веках глазами востоковеда, Алматы, 2001, С.72-83. Он же. The Moghuls of Moghulistan and Moghhulia // Central Asian Review, London, 1966, Vol. XIV, № 3, P. 241-251.

27 Юдин В.П. Центральная Азия в XIV-XVIII веках глазами востоковеда. Алматы, 2001. С. 251-260; Он же. Рецензия на кн.: Мугинов А.М. Описание уйгурских рукописей Института народов Азии. М., 1962. 207 с. //Известия АН КазССР. Серия общественная. Алма-Ата, 1965. Вып. 2. С. 80-84.

28 Юдин В.П. Центральная Азия в XIV-XVIII веках глазами востоковеда. Алматы, 2001. С. 255.

29 Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая… // Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI-XVIII вв. Алма-Ата, 1983. С. 126.

30 Там же. С. 126.

31 Там же. С. 131.

32 Материалы по истории киргизов и Киргизии. Под ред. А.А. Ромодина. М., 1973. Вып.1. 280 с.

33 Там же. С. 117.

34 Там же. С. 119.

35 Там же. С. 124.

36 Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972. 156 с.

37 Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV – начале XVI веков (Вопросы  политической и социально-экономической истории). Алма-Ата, 1977. С. 4.

38 Пищулина К.А. Казахское ханство во взаимоотношениях с Могулистаном и Шайбанидами в последней трети XV века // Казахстан в эпоху феодализма (Проблемы этнополитической истории). Алма-Ата, 1981. С.96-123; Она же. «Бахр ал-асрар» Махмуда ибн Вали как источник по социально-экономической истории Восточного Туркестана XVI-XVII вв. // Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI-XVIII вв. Алма-Ата, 1983. С.34-88.

39 Шах-Махмуд ибн мирза Фазил Чурас. Хроника. Критический текст, перевод, комментарии, исследование и указатели О.Ф. Акимушкина, М., 1976, 407 с.

40 Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая… // Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI-XVIII вв. Алма-Ата, 1983. С. 106-165.

41 Там же. С. 109.

42 Там же. С. 114, 116.