Тіркелу   Забыли пароль?


Ковальская С.И. Пользование информационных технологий в процессе обучения и научных исследованиях историков.




Использование информационных технологии в процессе обучения  и научных исследованиях историков

 

Ковальская С.И.,

к.и.н., доцент кафедры истории Казахстана

ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва

 

Применение компьютерных технологий и использование компьютерных ресурсов стали неотъемлемой частью современной профессиональной подготовки специалистов различного профиля, в том числе на исторических специальностях [1]. Уровень информационной культуры гуманитариев обеспечивается различными курсами, в том числе:

  • информатика и информационные технологии;
  • применение информационных технологий в обучении и научных исследованиях;
  • информационное моделирование;
  • информационные системы в экономике;
  • информатика, лингвистика и межкультурная коммуникация;
  • организация и технологии защиты информации;
  • введение в педагогическую информатику
  • историческая информатика;
  • компьютерное источниковедение;
  • электронные архивы;
  • основы работы в интернет;
  • интернет для историка;
  • роль мультимедиа и других компьютерных информационных технологий в обучении истории и многие другие [2].

В СССР обязательное обучение преподавателей гуманитарных специальностей информатике началось с 1985 года. Курс был рассчитан на 100 учебных часов. В 1988 году первые персональные компьютеры появились на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Это было безусловным достижением, но отставание от общемирового развития в этом плане было на тот момент не менее 5 лет. В Казахском государственном университете только в 1998 году при Институте переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов на кафедре «Информатики и новых технологий обучения» было начато чтение курса «Историческая информатика» специально для преподавателей общественных и гуманитарных дисциплин. В 1999 на кафедре новой истории Казахстана КазГУ им. аль-Фараби был введен спецкурс «Квантитативные методы и современные информационные технологии в изучении новой истории Республики Казахстан», а с 2000 года стал читаться курс «Историческая информатика».

В 2002-2003 учебном году в рабочий учебный план подготовки историков-магистров ЕНУ им. Л.Н. Гумилева по моей инициативе впервые был введен самостоятельный курс по исторической информатике. Информатизация является одним из важнейших направлений совершенствования обучения студентов-историков. Работа в этом направлении должна начинаться с первых курсов бакалавриата, продолжаться в магистратуре, не оставляя дипломированного историка и в дальнейшей его профессиональной деятельности. Как свидетельствуют результаты научно-исследовательской практики магистрантов и бакалавров историко-филологического факультета, для многих из них интернет стал важным подспорьем при подготовке магистерских диссертаций. В настоящее время данный курс читается и для будущих бакалавров истории.

Учебный курс «Историческая информатика» посвящен проблемам эффективного использования информационных технологий в профессиональной деятельности историка. Данный курс является необходимой составляющей современного исторического образования. Основное внимание в курсе уделяется изучению теоретических и технологических особенностей компьютеризированной обработки данных. Кроме того, признавая важность философско-методологического уровня осмысления процесса информатизации исторических исследований, затрагиваются также и соответствующие темы.

В курсе рассматривается становление и развитие исторической информатики, как междисциплинарного направления, основанного на использовании в историческом исследовании нетрадиционных методов и технологий (математико-статистических, информационных и др.). Новые подходы к обработке исторической информации и исторических источников, как ее носителей требуют знания о различных типах данных, об их структуре и моделях, о возможностях перевода источников в машиночитаемый вид и дальнейшей работы с ними. Большая часть курса посвящена изучению методов исследовательской работы с электронным текстом, базами данных, статистикой, изображениями с помощью соответствующего программного обеспечения. Значительный раздел курса посвящен изучению методов исследовательской работы с электронным текстом, базами данных, статистикой, изображениями с помощью соответствующего программного обеспечения.

Цель курса - ознакомить студентов-историков со спецификой использования информатики и математики в исторических исследованиях, изучить возможности применения информационных методов в исторических исследованиях. Лекционный материал дается с учетом как международного, так и отечественного опыта информатизации гуманитарных наук. Цель занятий в данном цикле - овладеть современными информационными технологиями (применительно к задачам хранения и анализа данных исторических источников), обучить студентов работе, как со стандартным, так и со специализированным программным обеспечением.

Студенты - будущие бакалавры истории должны также отдельно изучать как самостоятельные научные дисциплины "Основы работы в Интернет", а будущие магистры - "Интернет для историка". Цель изучения этих дисциплин - познакомить студентов с историей возникновения Интернет, его основными протоколами и сервисами, помочь отработать навыки работы с ресурсами сети по истории. Учебно-тематический план данных дисциплин предусматривает изучение следующих тем: глобальная сеть Интернет, WWW - система представления информации; работа с MS Internet Explorer; работа с электронной почтой; ресурсы по истории в Интернет и др.

С исторической информатикой связаны направления дальнейшего повышения уровня исторического образования, подъем его на уровень современных требований. Историческая информатика проявляет себя в двух основных направлениях профессиональной подготовки историков: 1. В области научно-исследовательской подготовки историка; 2. В области изучения и освоения различных учебных курсов и дисциплин профессиональной образовательной программы.

Методика преподавания данной дисциплины заимствована из методических рекомендаций ведущих центров исторической информатики (кафедры исторической информатики МГУ, лаборатории РГГУ, кафедры гуманитарных проблем информатики ТГУ, Алтайского государственного университета и др.), а также вырабатывается в процессе самого преподавания курса.

В то время как учебной литературы российских авторов по исторической информатике и электронным архивам издано немало, наши библиотеки до сих пор не располагают данными учебниками на бумажных носителях, как, впрочем, и на электронных [3]. Приходиться скачивать материалы непосредственно из интернета, что само по себе не сложно, но так как не все учебники размещены на web-сайтах, некоторые из них остаются недоступными не только для студентов, но и для преподавателя. Педагоги, читающие курс по исторической информатике, нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке со стороны лидеров данной области исторического знания.

Хотелось бы специально остановиться на необходимости преподавания такого учебного курса как «Электронные архивы», предметом изучения которого являются теоретические и методологические основы хранения и использования электронных документов [4].

Цель курса – ознакомить студентов с современными принципами хранения и использования архивных документов, представить виды электронных документов и методы деятельности по их проектированию. Задачами курса является определение понятийного аппарата в области электронных архивов и электронных документов; выявление сущности и видов электронных документов; анализ различных видов электронных документов; анализ зарубежных и отечественных проектов по оцифровке  архивных документов и созданию электронных архивов; изучение проектирования баз данных электронных архивов; анализ технических средств оцифровки различных видов архивных документов; изучение вопросов приема электронных документов на ведомственное и государственное архивное хранение и их экспертиза ценности; изучение юридических аспектов, связанных с электронными документами.

Весьма ценным  в рамках подготовки специалиста историка, является изучение зарубежного и отечественного опыта в области оцифровки архивных документов. Среди  наиболее известных - Американский проект по оцифровке архивных документов "Память Америки". Кроме того существуют английские, западноевропейские и российские проекты по оцифровке архивных документов и созданию электронных архивов. К числу последних можно отнести российский проект по оцифровке архива Коминтерна, хранящегося в РГАСПИ, электронный архив "Фотографии Ю.А. Гагарина" и электронный архив "Документы жизни и деятельности канцлера Германии Е. Вирта".

Самостоятельным направлением является обучение студентов автоматизации научно-справочного аппарата в архивах. К этим видам знаний и умений относится организация работ по сканированию и вводу документов,  построения баз данных, обучение пользованию и составлению программного обеспечения электронных архивов. Студенты должны уяснить задачи, встающие перед электронными архивами, после ввода информации: документирование, каталогизация, обеспечение доступа к данным. Они должны иметь представление о программной и пользовательской документации для программ и исследовательских проектов. Необходимо в рамках данного учебного курса научить студентов выделять уровни документации: пользовательский, административный и каталожный. Студенты должны знать что такое АИПС, в чем выражается релевантность информационного поиска, а также индексирование. Необходимо сформировать представление у обучающихся о том, какова специфика индексирования оцифрованных массивов информации.

У преподавателей должна быть возможность привести сравнительные характеристики программных продуктов ISIS, IRBIS и FOXPRO для создания архивных АИПС. Вузам необходимо иметь в наличии пакет прикладных программ, например как CDS ISIS, которые применяются для автоматизации НСА и проектирования полнотекстовых баз данных электронных архивов.

Современные информационные технологии (в том числе и технологии геоинформационных систем [ГИС]) позволяют эффективно организовать хранение большого объема числового, описательного, графического и картографического материала, его аналитическую обработку, оперативный поиск и представление материалов в соответствии с решаемыми задачами. Особенностью ГИС является наличие в них аппарата пространственного анализа данных о территории, позволяющего не просто отслеживать существующие территориальные связи объектов и явлений и соответствующих им атрибутов (характеристик, показателей и т.п.), но и формировать новые наборы пространственных данных, обеспечивая при этом пользователю активный визуальный и инструментальный диалог с электронной картой.

Одной из важнейших задач создания условий для применения информационных технологий в историко-культурных исследованиях является разработка единой картографической основы исследований. Особое место в ней занимает, например, разработка единой сети поселений. Источниками информации для разработки подобной сети могут служить списки населенных мест за различные периоды времени.

Применение информационных технологий в области этноархитектуроведения продиктовано методами объективизации исследований, применяемыми в этой области: научная инвентаризация архитектурного наследия, приближенная к сплошному обследованию, как способ формирования фактологической базы (формирование и накопление структурированной информации); детальный типологический анализ с помощью типологической системы приемов, форм и деталей зодчества (классифицирование); статистический анализ результатов систематизации материала; ареальные исследования (определение ареалов приемов, форм и деталей, этноархитектурное зонирование).

Методы картографического анализа нашли свое применение при обработке материалов этнографических исследований. Например, российскими учеными проведен анализ особенностей прялок, бытовавших на территории Карелии. Для сопоставления и сравнительного анализа привлекались данные о прялках, численность которых колебалась в зависимости от исследуемого признака, и насчитывала от 400 до 800 экземпляров. Поскольку прялки характеризуются несколькими десятками признаков, наиболее действенным инструментом их анализа является электронное картографирование. Результаты картографирования иллюстрируют ареалы закрепления традиций и зоны их активного взаимодействия. Подобные примеры можно продолжить.

Значение интернета и информационных технологий в целом в нашей жизни невозможно переоценить. Проблемы распространения и воспитания того, что мы называем информационной культурой, включающей помимо традиционных умений и навыков работы с книгой, библиотекой, архивом еще и способность человека поставить в своей работе и жизнедеятельности на один уровень с привычными носителями информации электронные ресурсы.

Сегодня Интернет начинает занимать в жизни нашей страны такое место, когда глобальные информационные сети становятся фактором вступления Казахстана не только в информационное, но и в гражданское общество. Любая работа по созданию гуманитарных электронных ресурсов - это шаг в направлении будущего.

Например, в октябре 2007г. состоялась презентация сайта http://www.elim.kz в Институте культурной политики и искусствоведения в Алматы. Инициировали и организовали акцию Ауэзхан и Замза Кодар – руководители Института и основатели философско-литературного журнала «Тамыр». Были предложены различные идеи по привлечению государства, созданию института спонсорства, расширения PR-продвижения, а хронологическую систему массового писания частных историй превратить в мировую. Данный сайт является официальным Интернет-ресурсом, открытым для сотрудничества, в котором сведения о шежире систематизируются и размещаются в цифровом формате и могут быть использованы в различных исследовательских проектах.

В связи со всем вышеизложенным хотелось бы сформулировать следующие выводы-рекомендации:

  • назрела необходимость введения в качестве обязательного компонента ГОСО исторических специальностей таких дисциплин как историческая информатика и электронные архивы;
  • так как лидером в разработке основных положений характеризуемых курсов остается кафедра исторической информатики МГУ им. М.В. Ломоносова, необходимо продумать возможность приглашения российских ученых для обмена опытом, а также стажировки казахстанских преподавателей в МГУ;
  • активизировать работу по созданию казахстанских исторических порталов и серверов различного уровня. Основная идея - сосредоточить ресурсы и каталоги, необходимые исследователям, преподавателям и краеведам, чьи интересы связаны с историей Казахстана, для координации научно-исследовательской и преподавательской деятельности историков Казахстана.

 

Список литературы:

 

1.Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.-М.: Изд-во МГУ, 1999.-208с.; Междисциплинарные подходы в исторической науке XXI в.: подъем или упадок?-М., 2003.-http://www.hist.msu.ru/Labs/HisLab/intrdisc.pdf

2.Бешенков С.А., Гейн А.Г., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов, университетов и педагогических вузов. – Екатеринбург: Урал.ГПУ, 1995.-144 с.; Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов.-Ставрополь: СГПУ, 1995.-205с.; Информационные технологии для гуманитариев: Учебное пособие/ Под ред. В.Л. Акимова, Н.М Арсентьева, Л.И. Бородкина, И.М. Гарсковой.-Москва-Саранск,1998.-224с.; Селевко Г.К. Современ-ные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации.-М.: Народное просвещение, 1998.-256с.

3.Историческая информатика. Учеб. пособие/ Под ред. Л.И. Бородкина, И.М. Гарсковой.-М.: Мосгорархив, 1996.-400с.; Сидорцов В.Н., Балыкина Е.Н., Комличенко В.Н., Липницкая О.Л., Носевич В.Л. и др. Историческая информатика (Информатика для исторических специальностей): Учеб. пособие/ Под ред. В.Н. Сидорцова, Л.И. Бородкина.-Минск: ЗАО "Веды", 1998.-316с.

4.Инструкция по поиску в библиографических базах данных ИНИОН. – М., 2004. - http://www.inion.ru/product/SEARCH-HELP/search-help-rus2.html; Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. Сборник тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции/ Отв. ред. Л.И. Бородкин, В.Н. Владимиров, И.М. Гарскова, Ю.Ю. Юмашева. М., 2000. - 296 с. - http://aik.barnaul.ru/aik/bullet/26/bullet26.html; Поиск в электронном каталоге РГБ на основе программного обеспечения АЛЕФ. Рекомендации.-М., 2004.- http://www.rsl.ru/Help_alef/index.html