Тіркелу   Забыли пароль?


Коломейцева О. Реклама как исторический источник по деятельности частных фирм




Реклама как историческии источник по деятельности частных фирм

 

Коломейцева Олеся,

студентка 5  курса

Казахского Национального университета им. аль-Фараби,

исторический факультет,

Алматы

 

Бизнес архивы – это массив документов, которые несут в себе ценную ретроспективную экономическую информацию. Возникли бизнес архивы, как самостоятельная отрасль архивного дела в XVII веке. В период становления индустриального общества и периода расцвета свободной торговли в Западной Европе. В странах Западной Европы бизнес архивам  уделяют большое внимание, так как они выполняют следующие функции

  • Бизнес архивы расширяют источниковедческие  границы истории
  • Хранят ретроспективную экономическую информацию
  • Способствуют накоплению знаний по экономической истории страны
  • Являются (иногда) единственными доказательствами права собственности частного лица или государства на тот или иной продукт, бренд
  • Показывают уровень экономического развития общества
  • Раскрывают взаимосвязь между различными отраслями экономики

 

В Казахстане, с момента провозглашения независимости, появилась возможность заниматься частным бизнесом. И поэтому  сохранение документов частных предприятий стоит очень остро. Но главная проблема в том, что в массе своей экономические документы не могут быть доступны, так как большая часть зафиксированной на них информации – коммерческая тайна. Исключение - - реклама товаров и услуг. Предприниматель рекламирующий товары или услуги раскрывают часть секретной информации(но только той, которая показывает рекламируемый продукт с лучшей стороны). Поэтому необходимо расмотреть историю рекламных объявлений.

Реклама   вошла в нашу жизнь сначала 90-х годов XX века. Она прочно укрепилась в нашем сознании, и мы,  если честно не любим ее. Но реклама  играет важную роль в  рыночной экономике. И развивалась эта отрасль с момента возникновения рыночных отношений. Можно согласиться с мнением: «… что реклама – самостоятельный художественный жанр, профессиональная отрасль, имеющая свою специфику и закономерности»[1].

Действительно реклама имеет свою особенность. Она призвана привлечь внимание покупателя к той или иной продукции и, таким образом, продать как можно больше товара. Публикация рекламы как в газете, журнале или демонстрация ее по телевизору, в данном случае является публикаторской деятельностью экономических архивов. Только благодаря сохранившимся до наших дней документам можно утверждать, что  это предприятие или эта фирма была основана именно этими людьми и в таком-то году. Как выяснили исследователи, рекламе уделяли большое внимание и в Древнем Востоке, и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Можно привести примеры. Самим первым рекламным объявлением, дошедшим до нашего времени считается египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба: «Он прекрасно видит обоими глазами, он прекрасно слышит обоими ушами. Гарантирую его умеренность в пище и покорность»[2].Но самыми распространенными были надписи, нацарапанные или начертанные краской на стенах. У исследователей античности эти тексты получили название граффити (от итальянского «graffito» - нацарапанный). В Древней Греции и Риме рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали на меди или кости, громко зачитывали на площадях или других местах скопления народа. И уже в то время власти пытались контролировать рекламную деятельность: «Дошедшие до наших дней памятники письменной истории свидетельствуют, что в Древней Греции и Риме стены расписывались объявлениями о гладиаторских боях. Продаже рабов, домашних животных и так далее. Рекламные объявления помещались на специально выстроенных побеленных стенах – «амбусах». На стенах жилых домов, что вызывало протесты жителей этих домов. Городские власти пытались помещать такому размещению рекламы, в связи, с чем один из указов гласил: «Запрещается писать здесь. Горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему удачи!»[3]. При раскопках города Помпей, который хорошо сохранился благодаря извержению вулкана Везувий, ученые обнаружили: «… более полутора тысяч различных рекламных объявлений, вполне схожих с современной рекламой. Свидетельство тому – обилие и разнообразие предметов рекламирования, богатство приемов и средств, свойственных античной рекламе предметы рекламирования охватывают все сферы жизнедеятельности – экономическую, политическую, зрелищную, межличностную рекламу объявления о различных услугах». Школа обозначалась при помощи учителя, который наказывает розгами ученика.  Очень ярко рекламировались гостиницы, таверны, кабачки. Как правило,  таверну рекламировала вывеска и насаждение плюща или терновника. Кроме вывесок на самих заведениях существовали разбросанные в разных местах надписи – указатели. Например: «Прохожий пройди отсюда до двадцатой башни. Там Сирикус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи!» [4]. Уже тогда реклама вызывала сильное раздражение. Но при этом пользовалась большим спросом и использовалась для продажи товаров. Так античный философ  Луций Анней  Сенека жаловался своему другу в письме на крики и шум, которые доносились с улицы: «Сейчас вокруг меня со всех сторон многочисленный крик: ведь я живу над самой баней. Вот вообрази себе все многообразие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши. К тому же  есть еще и пирожники, и колбасники, и торговцы всякими кушаньями, каждый на свой лад выкликающие товар» [5]. Необходимо отметить, что важнейшим средством распространения информации и рекламы являлся институт «глашатаев» -  один из древнейших установлений государственной власти. Глашатай сообщал информацию населению, чаще всего в крупных городах или при больших скоплениях народа. Причем информация глашатаев носила разнообразный характер от политических призывов и обличений, прославление храбрых воинов, о прибытии в город посольства, до просто рекламы продуктов на рынках. Глашатаи так же рассказывали населению о вызове граждан в суд, о вынесенных приговорах, о предстоящих казнях. Таким образом, в  государствах древности реклама играла важную роль в экономической жизни общества. Но она  существовала преимущественно в устной форме и сведения о рекламируемых товаров дошли до нас лишь благодаря археологическим находкам и свидетельствам античных авторов. С появлением же книгопечатания в XV веке все резко изменилось. Когда в 1450 Гуттенберг изобрел печатный станок, произошел настоящий скачок в истории человеческого общения,  и значительно была увеличена возможность получения информации. Так тексты, для написания которых раньше требовалось много времени, с изобретением печатного станка могли издаваться довольно быстро. Со второй половины XV века по все Европе происходит распространение типографических предприятий. Так в 1465 году появляется первая типография в Италии, в 1468 году в Швейцарии, в 1470 году во Франции, в 1473 году в Бельгии  и Венгрии. В 1476 году печатный станок утвердился в Чехии, Англии и других европейских странах. Первое напечатанное рекламное объявление датировано 1472 годом. Текст был вывешен на двери одной из церквей в Лондоне и информировал прихожан о продаже молитвенника.

Основателем печатной рекламы в Европе считают врача Теофрасто Реностно, открывшего в 1630 году в Париже справочную контору, печатавшую рекламные объявления во «Французской газете». Первым рекламным объявлением, опубликованным в этой газете, считается объявление о награде за указание местонахождения двенадцати украденных лошадей.

Первые рекламные публикации в газетах бесхитростно оповещали о существовании того или иного товара, но вскоре их тон и стиль  резко меняются, начинают широко использоваться разного рода сюжетные и оформительские приемы.

После изобретения книгопечатания на городских стенах  по всей Европе расклеивались не только рукописные тексты (обращения), но и печатные листовки разнообразного содержания. Осваивались новые способы их распространения, например,  выставление на всеобщее обозрение в расщепленном конце палки (прообраз современных транспарантов).

В американских колониях одной из первых газет, специализировавшихся на рекламных объявлениях, была газета «Бостон Ньюслеттер» - с 1704 года.

Большое количество рекламы публиковала «Газетт», основанная Бенджамином Франклином в 1729 году. С именем Франклина связывают расцвет рекламы в Соединенных Штатах Америки, называя его «отцом американской рекламы». «Газетт» не только имела самый большой тираж, но и самый большой объем рекламных объявлений среди всех изданий колониальной Америки.

Индустриальная революция, которая началась в середине XVIII века, оказала большое влияние на развитие рекламы. С появлением фотографии в1839 году рекламный текст стал дополняться фотоиллюстрациями, придающими информации большую достоверность и правдивость. Изобретение телеграфа в 1844 году связала самые отдаленные районы с центром, устранив разобщенность и замкнутость регионов. Реклама становится одним из методов неценовой конкуренции. Помимо достижения чисто экономических целей, она используется для политического и идеологического воздействия на людей. Реклама становится мощным орудием для достижения экономического успеха.

Рекламой стали заниматься специальные фирмы и агентства, имеющие разветвленную сеть отделений и представительств, а также рекламные отделы промышленных и торговых компаний.

Первым рекламным агентством, планирующим работу над текстом рекламного объявления и проводящим рекламные компании, считается филадельфийское рекламное агентство «Айер и сын», основанное  в1890 году.

В настоящее время в центре Нью–Йорка на Мэдисон – авеню располагаются штаб – квартиры ряда крупных  рекламных агентств,  в которых работают более 30 тысяч сотрудников. Однако подавляющее большинство из 6000 насчитывающихся в стране рекламных агентств  находятся за пределами Нью-Йорка. Все эти агентства создают большое количество документов и для облегчения возможности разбираться, в этом  массиве документов  Международной рекламной ассоциацией была предложена  классификация видов и средств торговой рекламы. Ее можно изобразить при помощи такой схемы:

I.      Реклама в прессе:

  • Рекламные объявления и публикации
  • Рекламные статьи
  • Рекламные обзоры

 

II Печатная реклама:

  • Рекламно- каталожные издания
  • Каталоги
  • Плакаты
  • афиши
  • листовки
  •  буклеты

III Аудиовизуальная реклама:

  • рекламные кинофильмы
  • рекламные ролики:
  • видеофильмы

IV Радиореклама:

  • радиообъявления
  • радиоролики
  • радиожурналы
  • рекламные передачи

V Телевизионная реклама:

  • телефильмы
  •  телевизионные ролики
  • телезаставки

VI Выставки и ярмарки:

  • постоянно действующие композиции
  • временно действующие композиции

 

 

VII Рекламные сувениры:

  • фирменные сувенирные изделия
  • серийные сувенирные изделия
  • подарочные изделия

VIII Прямая почтовая реклама (Директ мейл):

  • специальные рекламно-информационные письма
  • специальные рекламные материалы

IX Наружная реклама:

  •  рекламные щиты
  • рекламные транспаранты
  •  цветовые вывески
  • электронное табло
  • фирменные вывески и указатели
  •  реклама на транспорте
  • оконные витрины

X Компьютерная реклама:

  •  компьютерная техника
  • компьютеризированная информация
  • кабальное телевидение

Но фиксирование  в рекламе того или иного продукта  способно принести не только пользу, но и привести к конфликту между странами. Между Турцией и Республикой Кипр разразился "кондитерский скандал". Причиной распри стал спор о том, традиционным лакомством,  какой из этих двух стран является сладость пахлава.
Как сообщает турецкое издание Milliyet, начало скандалу было положено на минувшей неделе, когда на Кипре в рамках мероприятий, посвященных Дню Европы, раздавалась брошюра, в которой утверждалось, что пахлава — исконно греческое лакомство. Турок подобное утверждение греков-киприотов привело в ярость. "Кое-кто занимается культурным воровством и пытается присвоить себе авторские права на пахлаву", — гневно заявил в интервью изданию министр юстиции Турции Джемиль Чичек. Далее скандал развивался по нарастающей. Вслед за главой Минюста руководитель Торговой палаты Анкары Синан Айгюн собрал экстренную пресс-конференцию, на которой заявил, что слово "пахлава" является турецким, а первое официальное упоминание о сладости, которую традиционно готовят из слоеного теста и пряной ореховой начинки, относится к XV веку. "В поваренной книге Музея османских правителей Топкапы сохранилась запись времен султана Фатиха – покорителя Стамбула, согласно которой первая во дворце пахлава была приготовлена в августе 1453 года", – рассказал журналистам Айгюн.
Вчера же глава турецкого патентного ведомства Юсуф Балджи, комментируя возникший между Турцией и Кипром "кондитерский скандал", призвал к скорейшей регистрации пахлавы как продукта турецкой национальной кухни в Патентной организации Европы. При этом он напомнил, что турки также не имеют международных патентов на всемирно известные кофе по-турецки, рахат-лукум и разновидность шашлыка — кебаб. Поэтому очень важно сохранить ту информацию, которая создается в наших частных  и государственных предприятиях, для защиты экономических интересов  Республики Казахстан.

 

 

Литература:

1.Рекламный менеджмент: телевидение и радиовещание. – М., - 1994

2.Древний мир в памятниках его письменности. – Часть 1 – М., - 1915

3.Рекламная деятельность. – М., - 2003

4.Школьник Л.С., Тарасов Е. Ф. Язык улиц. – М., - 1977

Сенека. Нравственные письма Луциллию. – М., - 1977