Тіркелу   Забыли пароль?


Кабульдинов З.Е. Некоторые аспекты национально-демократического движения в Казахстане в начале ХХ века.




НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ  В КАЗАХСТАНЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

 

         Кабульдинов З.Е.,

 Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилев

г. Астана.

 

       После окончания революции 1905 – 1907 годов в Российской империи, в том числе и в Казахстане, начался период реакции. Это выразилось в запрещении демонстраций, митингов и собраний. Были разгромлены социал-демократические и профсоюзные организации края. По закону от 3 июня 1907 года казахи и другие нерусские народы Казахстана были лишены избирательных прав. Был усилен полицейский надзор за политическими неблагонадежными лицами. На предприятиях без предупреждения увольнялись организаторы рабочих выступлений. На заводах и фабриках  были значительно увеличены нормы выработки, а также продолжительность рабочего дня. Широкое распространение получили штрафы. Выступление казахского и крестьянского населений пресекались карательными воинскими командами.

В 1907 году в правилах, утвержденных Министром просвещения,  был заметно ухудшен статус казахского языка. Родной язык для казахов преподавался  только два года в начальных школах, да и то - на правах отдельной дисциплины. Все остальные предметы стали вестись на русском языке. В 1909 году военные губернаторы областей Степного края издали распоряжения, запрещающие избрание на должности волостных управителей и аульных старшин лиц, не владеющих русским языком.

При поддержке властей действовали черносотенные организации «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела». Они занимались организацией погромов, разжиганием межнациональной вражды, преследованием нерусских народов края. Особенно уродливые формы  и провокационный характер приняли погромы еврейских кварталов в различных городах Российской империи.

Действия царизма вызывало недовольства  народов России, в том числе и казахского. Но они  подавлялись силой оружия. Так, в апреле 1909 года в Кустанай была направлена казачья сотня для подавления выступления казахского населения. Последние  объявили категорический протест против переселенческой политики Российской империи на территорию уезда.

Естественно, политические изменения, происходящие в обществе в начале XX века, привели к активизации общественной жизни в Казахстане

Попытка А. Букейхана создать партию в 1905 году дала мощный толчок к развитию политического  движения в крае, пробуждению национального самосознания казахов. Казахская интеллигенция  пыталась  добиться равноправия казахского народа в составе империи. Она искали пути возрождения казахской государственности.

Большой вклад в развитие общественно-политического развития казахского общества в начале XX века внесли такие личности как А. Букейхан, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы, Ж.Акпай, М. Тынышбайулы, М.Шокай, Б.Сырттан, Х.Досмухамедулы,  Ж. Досмухамедулы, О. Альжанов   и многие другие. Ими же были воспитано молодое поколение будущих деятелей алашского движения М. Жумабаев, С. Садуакасов, К.Кеменгер, Ж.Аймауытулы,   А. Сеитов. Х. Болганбаев и другие.

20 мая 1907 года в Омске состоялось частное совещание, созванного Степным Генерал-губернатором по вопросам о нуждах казахского населения. Здесь были открыты наиболее животрепечущие вопросы казахского общества: вопрос о возврате казахам земель, послабления в области религий, развитие школьного дела и т д. В основном они повторяли требования казахов, содержащихся в прежних петициях, в том числе и в Каркаралинской[1, с.12-13]. 

 В период с 1907-1910 годов казахи помещали свои статьи в изданиях крымских татар «Таржиман», волжских татар-«Ихтисад»«Шора», «Уакыт» и  «Жулдыз». Они критиковали политику царской администрации по массовому сгону казахов с веками насиженных земель. Авторы статей  выступали против попыток христианизации казахского населения, вытеснения родного языка и закрытия национальных школ.

Признанным лидером национально-демократического движения казахского народа был Алихан Нурмухамедулы БукейханОн родился в 1870 в ауле № 7 Токыраунской волости  Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Происходил  из  знатной султанской семьи. Алихан  Букейхан вырос в среде, где очень высоко ценили образованность, свободу и равенство. На развитие  личности А. Букейхана  большое воздействие оказало устное народное  творчество казахов. А на формирование политических взглядов - идеалы Великой Французской революции. В 1890 году он закончил Омское механико-техническое училище, затем в 1894 году - экономический факультет Санкт-Петербургского лесного института. После завершения учебы  некоторое время занимался педагогической, научной и административной работой в Омском училище лесного хозяйства и Омском переселенческом управлении. 

В 1903 году в Петербурге вышел восемнадцатый том собрания под общим названием «Россия. Полное географическое описание нашего края». Одним из его авторов был лидер алашского движения.  В конце XIX - начале XX века А. Букейхан  принимал деятельное участие в составе  статистической экспедиции Ф.А.Щербины.  В 1905 году  он принял участие в качестве делегата в работе съезда земских и городских деятелей России в Москве. Здесь он  впервые в истории казахов с высокой трибуны произнес слова в защиту своего народа, в том числе и его языка. В своем выступлении он отметил: «Я являюсь представителем …киргизского народа, занимающего огромную территорию от Урала до Алтая, от линии Сибирской железной дороги до Омска…У нас…преследуется школа с киргизскими языком…Крестьянские начальники (большей частью бывшие ротмисты) не допускают при рассмотрении дел киргизского языка. Ближайшей нуждой киргизов является свобода в употреблении родного языка…». По признанию начальника Омского жандармского управления, он был «душою всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций и как главный инициатор и руководитель всего религиозно-политического движения киргизов ...в степи»

А в 1905 году А. Букейхан участвовал в составлении известной Каркаралинской петиции. В этом же году стал  членом кадетской партии.  По Семипалатинскому округу был избран депутатом в Государственную думу России. В период 1905-1907 годы сотрудничал в изданиях кадетов в газетах «Степной пионер», «Степной край», «Иртыш», «Омич», «Голос».

В 1913 году вместе с А. Байтурсынулы и М. Дулатулы создают общенациональную газету «Казах». А. Букейхан активно занимался научной деятельностью. Так, принял участие  в работе Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества. Одинаково писал как на казахском, так и на русском языках. Он был первым исследователем творчества великого Абая. Написал множество исторических и этнографических трудов «Киргизы», «Материалы к истории султана Кенесары Касымова», «Родовые схемы киргиз Каракаралинского уезда», «Абай (Ибрагим) Кунанбаев», «О киргизских поминках».

А.Букейхан был прекрасным знатоком творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, А.П. Чехова, В.Г. Королева. Он поддерживал дружеские отношения с А. Сорокиным, который значительную часть своего творчества посвятил казахскому народу. А. Букейхан был хорошо осведомлен о западно-европейской литературе и культуре. Всю свою жизнь он посвятил делу обретения казахами государственности, свободы и независимости. Он призывал грамотную часть казахского общества верно служить своему народу и родной земле.

 Алихан Букейхан сумел сплотить вокруг себя лучшую часть передовой казахской интеллигенции. Одним из его  ближайших соратников был известный лингвист, поэт и педагог Ахмет Байтурсынулы (1873-1937). Он родился в урочище  Сартюбек Тургайского уезда Тургайской области. В детские годы он рос без отца, который был отправлен властями на каторгу. Первоначальное образование он получил, обучаясь у аульного муллы. После окончания русско-казахского училища он  поступил в школу казахских учителей в городе Оренбурге. В последующие годы преподавал в школах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов. А. Байтурсынулы становится на путь просвещения казахского народа. Он сделал много для становления литературного казахского языка, реформирования арабской графики. В своих выступлениях, встречах с населением открыто разоблачал колониальную сущность царского правительства. Он восторженно встретил Первую русскую революцию, так как появилась надежда на возможность улучшения жизни казахского населения. А. Байтурсынулы принял самое деятельное участие в составление текста Каркаралинской петиции.

В годы реакции он также как и его другие соратники подвергся преследованию со стороны царской охранки. Так, в 1909 году А. Байтурсынулы, занимавшийся педагогической деятельностью, был заключен  без суда и следствия в Семипалатинскую тюрьму. Он написал ряд стихотворений и статей, посвященных  свободе и справедливости. В своих произведениях он призывал казахов к получению образования и достижению единства. В одном из своих статей он четко обозначил смысл своей жизни: «Мой идеал–повышение материального положения казахского народа, по возможности его культуры…я готов поддержать то правительство, которое обеспечит эту цель».

Одним из активных участников национально-освободительного движения был и Миржакып Дулатулы (1885-1935). Он родился в местности Кызылбел Тургайского уезда Тургайской области. В 1897 году поступает  в Тургайскую двухклассную школу. В 1904 году он едет в Омск, где встречается с А. Букейханом и А. Байтурсынулы и активно включается в политическую борьбу. В 1907 году в Санкт-Петербурге  в качестве приложения к татарской газете «Улфат» издает газету «Серке». В 1909 году в Казани в издательстве «Шарк» поэт выпускает сборник стихов «Оян, казах!». Современники назвали эту книгу «национальным манифестом». Автор в поэтической форме передает тяжелое положение казахского народа, а также предлагает пути выхода из этой ситуации. М. Дулатулы предлагает  повсеместно строить мечети и медресе, регулярно читать молитвы, воспитывать молодежь в исламском духе.  Прокурор Семипалатинского окружного суда писал: «Брошюра «Пробуждайся казах» по содержанию своему представляет воззвание к киргизской молодежи, возбуждающее к ниспровержению существуюего в государстве общественного строя». В 1911 году М. Дулатулы был арестован царской охранкой и в течении полутора лет находился в тюрьме. Всю свою жизнь он посвятил благородному делу служения  родному народу. 

Одним из известных лидеров алашского движения  был известный  общественный деятель  Мухамеджан Тынышбай (1879 - 1937). Он родился в 1879 году в селе Ешкиолмес Садырской волости Лепсинского уезда  Семиреченской области. В 1900 году  он закончил Верненскую гимназию с золотой медалью, затем в 1906 году - Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. В конце 1905 года он принимал активное участие в работе съезда пяти областей Казахстана в г. Уральске. Именно в годы учебы он начинает писать статьи, защищает интересы казахского народа от произвола царской администрации. В 1907 году был избран депутатом Государственной Думы России.

          В годы реакции начала формироваться  личность одного из значимых фигур  алашского движения  Мустафы Шокая (1890-1941).  Он родился  в ауле Жолек Перовского уезда Сырдарьинской области. Был родом из влиятельного кипчакского племени. Его отец был известным в округе бием. Дед М. Шокая имел влиятельный титул  «датки». Родословная по материнской линии восходила к казахским ханам,  правивших Хивой. Мустафа получил начальное мусульманское образование. Затем поступил учиться в Ташкентскую гимназию, которую закончил с золотой медалью. М. Шокай закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета также с золотой медалью. Ввиду того, что казахам запретили участие в выборах в III и IV Государственных Дум, он  активно сотрудничал с мусульманской фракций этого законодательного органа. Через эту фракцию доводил до сведения депутатов тяжелое положение казахского населения.

        Огромной популярностью и авторитетом среди казахов пользовался  выходец из Внутренней Орды Бактыгерей Кулман. Он родился в 1859 году в селе Никольское. Происходил из сословия султанов, потомков хана Абулхаира. В 1881 году закончил Оренбургскую мужскую гимназию с серебряной медалью. В 1889 году закончил восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Одним из первых из числа казахов получил ученую степень кандидата наук. В годы административной работы во Внутренней Орде приложил максимум усилий по открытию школ и лечебных пунктов. Дважды избирался в состав Государственной Думы России, что свидетельствует об его огромном авторитете.

       Одним из лидеров казахского народа был Халел Досмухамедулы (1883-1939). Он родился в местности Тайсойган в Западном Казахстане (нынешний Кызылкогинский район Атырауской области). С отличием окончил Уральское реальное училище. А в 1909 году он закачивает Санкт-Петербургскую императорскую  Военно-медицинскую Академию. В период учебы сближается  с лидерами национально-осовободительного движения А. Букейханом, М. Шокаем, М. Дулатулы. Позднее принимал самое деятельное участие в движении алашской ителлигенции. Имел публикации статей о бедственном положении казахского народа в газете «Казах» - «Киргизский управитель», «Мусульманин» и т.д.

        Одним из  патриотов казахской земли был Кольбай ТогусовОн родился в 1879 году в Чоргинской волости Зайсанского уезда Семипалатинской области. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Был талантливым журналистом, видным общественным деятелем. На страницах татарской газеты «Вахыт», «Семипалатиснкий листок»  призывал бороться с неграмотностью и невежестовом, выступал против бесчинств царской колониальной администрации, крестьянских чиновников. К. Тогусов-публицист писал на трех языках: казахском, татарском и русском. Он был  одним из инициаторов митинга протеста против царизма в Каркаралинском уезде в ноябре 1905 году. В одном из своих статей он писал: «Надо печатать книги на своем родном языке, строить школы и больницы.  Мы должны стать грамотным и просвещенным народом».

Одним из ярких достижений этого периода стало зарождение национальной казахской печати. Стали появляться первые газеты, журналы и книги. Рост книг привел и к появлению общественных библиотек. Среди казахского населения начался процесс активного приобщения к знаниям, образованию и науке.   

В 1905 году царским манифестом была объявлена свобода слова и печати. Это дало возможность для выхода в Казахстане демократических изданий: газет и журналов, издаваемых самими казахами. В 1911 году  в Троицке Оренбургской губернии  вышел в свет первый  казахский  журнал «Айкап». Его издателем и редактором был Мухамеджан Сералин, известный поэт, прозаик и журналист. Значительная  роль в издании журнала принадлежала   ярким представителям казахского народа  Б. Каратаю, Ж. Сейдалину, С. Сейфуллину, Б.Майлину, С. Торайгырову и другим.  Журнальные публикации отражали основные проблемы казахского общества: затрагивались вопросы перехода казахов к оседлости, повышения уровня образования в крае, а также остро поднимались  вопросы  о земле. В 1915 году журнал был закрыт. Но он сыграл огромную роль в пробуждении национального самосознания казахского народа, сплочении нарождавшейся  казахской интеллигенции.

В период с 1914 по 1918 годы в Омске работала казахская культурно-просветительская организация «Бірлік», где участвовал и будущий участник алашского движения, поэт, писатель, просветитель и драматург Кошке Кеменгер. При этом обществе  существовал рукописный журнал «Балапан» (1914-1918 гг.), где К. Кеменгер был главным редактором. В Уфе издавался рукописный журнал «Садак» (1915-1918 гг.). Издавали его Б. Майлин и Ж. Тилепберген. 

В 1907 году в Санкт-Петербурге выходит первая казахская общественно-политическая газета «Серке». Она начала выходить как приложение к татарской газете «Ульфат». Но газета была закрыта в связи с выходом июньского Манифеста  Николая II, ознаменовавшего начало реакционного курса государства. И только лишь в 1913 году начинается издание общенациональной газеты «Казах». Она была учреждена в Оренбурге. Ее основателем был Ахмет Байтурсынулы. Ему помогали  Алихан Букейханулы, Миржакуп Дулатулы, которые стали ведущими авторами этой газеты. Издателям удалось сплотить вокруг газеты «Казах» таких видных общественных деятелей и поэтов как Шакарим Кудайбердыулы, Халел  Габбасулы, Хайретдин Болганбайулы, Гумар Караш, Райымжан Марсеков, Мухтар Саматулы и многих других.   

Тираж каждого номера в среднем составлял 3 тысячи экземпляров, а иногда доходил до восьми. На страницах популярной газеты затрагивались актуальные  вопросы обеспечения равноправия и свободы восточных женщин, значение народного  образования. Освещались и вопросы взаимоотношений народов Российской империи. Здесь же шла  острая дискуссия о формах хозяйственной деятельности казахов. Газета «Казах» активно выступала за сохранение кочевого и полукочевого скотоводства с  органическим сочетанием с земледелием. Значительная часть публикаций отводилась проблемам языка, литературы, истории и  этнографии казахского народа.  Это издание  пользовалось огромной популярностью среди казахов. Она переходила из рук  в руки, кочевала из одного аула в другой.. В 1918 году  газета  прекратила свое существование. За всё  время своего существования газета стала главным национально-политическим и научно-литературным изданием, объединившим вокруг себя лучших представителей казахского народа. Газета послужила мощным толчком для развития национального самосознания казахов.

В начале ХХ века в среде казахского населения стали появляться книги как духовного, так и светского содержания.  Наступает период  «книжного бума». С 1900 по 1917 год было издано около 400 книг на казахском языке общим тиражом до 60 тысяч экземпляров.   Они печатались арабской графикой типографским способом в городах Санкт-Петербурге, Оренбурге,  Уфе, Троицке, Уральске, Астрахани, Верном и Ташкенте. На рубеже XIX-XX веков активизировался и процесс перевода книг на казахский язык. Переводом книг на казахский язык занималась наиболее грамотная часть общества, известные просветители Кашафутдин Махмудов, Акылбек Сабалулы, Жусупбек Шайхислямулы, Макаш Калтаев, Шадыторе Жангирулы, Спандияр Кубеев и другие.

Выпуск газет, журналов и книг сыграл заметную роль в просвещении и пробуждении национального самосознания  и объединения казахского народа. В то же время казахи активно читали литературу на татарском  и русском языках.   В пробуждении национально-освободительного движения казахов сыграли подлинные руководители казахского народа во главе с А. Букейханом.

       Литература:

  1. Труды частного совещания, созванного 20 мая 1907 года Степным Генерал-губернатором по вопросам о нуждах киргизов Степного края.  - Омск, 1908.
  2.