Тіркелу   Забыли пароль?


Хасенова Ж.О., Қабылтаева С.К. Некоторые вопросы социально-политической ситуации в Казахстане накануне декабрских событий.




НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ НАКАНУНЕ ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЙ 1986 г. В г. АЛМАТЫ

 

 

Хасенова Ж.О.,  Кабылтаева С.К.,

Евразийский национальный университет

имени Л.Н.Гумилева

 

 

           С начала объявления Михаилом Горбачёвым политико-идеологических новаций под названиями «перестройка», «новое мышление», «гласность», «ускорение», «больше социализма» и тому подобных словесных клише, фундамент несокрушимого Союза Советских Социалистических Республик стал стремительно разрушаться.

После апрельского Пленума ЦК КПСС 1985 года и начавшейся перестройки стало ясно о кадровых изменениях партийного руководства не только в центре, но и на окраинах. В феврале 1986 года на съезде Коммунистической партии Казахстана выступил Н.Назарбаев с докладом, в котором он попытался воспроизвести истинную картину жизни республики. Он отметил, что в ряде отраслей промышленности сорваны задания пятилетки. Темпы роста объёма производства и производительности труда в целом оказались намного ниже запланированных. Договорные обязательства по поставкам продукции не выполнило каждое четвёртое предприятие, фондоотдача упала на 15%. По данным обследования, из 334 промышленных объектов, сданных за последние девять лет, почти половина не вышла на нормативную мощность. В большом долгу осталось и сельское хозяйство, недодав государству за пятилетку 18,5 миллионов тонн зерна, сорваны задания и по основным видам животноводческой продукции. В строительстве не освоены миллиарды рублей капитальных вложений. Были определены и причины допущенных негативных явлений. Они, по мнению Н.Назарбаева, заключались, прежде всего, в уверенности руководителей в том, что все программы будут откорректированы в верхах в процессе их реализации. Иными словами, психологический настрой руководства, связанный с отсутствием должной требовательности к себе и своим подчинённым, отсутствием государственной плановой дисциплины и привели к тому, что планы оказались неосуществлёнными. Сельское хозяйство Казахстана оказалось в самом трудном положении: за пять лет «исчезли» неизвестно куда 120 тысяч голов крупного рогатого скота, свыше 1,7 миллиона овец, по 42 тысячи лошадей и свиней. Но ещё  страшнее, что эти факты не беспокоили ни местные власти, ни Министерство сельского хозяйства. Все эти факты были очевидными и свидетельствовали о том, что в стране наличествовал общенациональный кризис, который требовал немедленного разрешения и реформирования «привычных» основ жизни казахстанского общества. Всё то, что происходило в Казахстане, не могло продолжаться долго, поэтому начавшаяся перестройка породила новые негативные явления в стране, которые хаотично стали набирать обороты по Казахстану и по всему Союзу в целом. Критический анализ окружающего, многочисленные дискуссии по недостаткам в сфере экономики, культуры, образа жизни стали нормой обычной жизни людей. Во всех сферах жизни общества ощущалась необходимость неизбежных перемен.

Никто в Казахстане в тот период, ещё и в мыслях не мог допустить, что великая абсолютная ценность, - Любовь к Свободе, предзаданная человеку, возьмёт верх над политическими, идеологическими или, какими другими разработанными умом отдельных людей, жизнеустроительными проектами. Слишком глубоко внутрь загнанное чувство свободолюбия бывшего номада Великой Степи, очевидно долгие годы,  неисповедимыми путями выкристаллизовывалось и трансформировалось в общенациональное чувство привязанности и любви к тогдашнему Первому руководителю страны Динмухаммеду Кунаеву. Его имя ассоциировалось в сознании народа с, пусть и иллюзорной, но всё-таки с этнической и государственной самостоятельностью. 

Вместе с тем, народ, в лице творческой интеллигенции, уже понимал и более того был убеждён, что коммунистическая партия Казахстана не в состоянии была предпринять системные изменения в экономике и социальной сфере, так как практически была лишена всякой инициативы, выполняя готовые установки Центра. Следует отметить, что накануне декабрьских событий, серьёзного диссидентствующего движения в Казахстане не было, а малейшие признаки инакомыслия моментально пресекались властью. Например, в начале 60-х гг. на основе ансамбля «Жас тулпар» возникло одно из первых неформальных объединений казахской молодёжи, обучающейся в московских вузах. Они  в большей мере выражали озабоченность за состояние казахского языка и культуры. Активными членами «Жас тулпара» были М.Ауэзов, Б. Тайжанов, С.Байкенов, М.Сембин, А.Кадыржанов, С.Акатаев, К.Тлеуханов, М.Татимов, М.Балтабаев, М.Айтхожин и др. Их обвинили в национализме и к концу 60-х гг. «жастулпаровцы» вынуждены были прекратить  свою деятельность.

В конце 70-х  гг. в Карагандинском университете была образована студенческая неформальная группа, которая решила более углубленно изучать марксизм. А серьёзное изучение марксистской теории, как известно, совершенно не совпадало с устоявшимися принципами. Местное управление КГБ мгновенно отреагировало, многие студенты были исключены из университета. Любые попытки политического свободомыслия пресекались. Соответственно, это вызывало внутренний протест казахской творческой интеллигенции.

Кроме этого, причины кризиса следует искать гораздо глубже: во взаимоотношениях Москвы и Алма-Аты, СССР (Центра) и Казахской ССР.  А  они, как известно, были далеко не безоблачными. Придя к власти, Михаил Горбачёв попытался «спасти агонизирующий коммунистический строй». Он сам, видимо ещё не понимая какого «джинна выпустил из бутылки» однажды сказав «перестройка», руководствуясь стремлением удалить с политического поля представителей брежневского окружения, вынуждает Д. Кунаева уйти в отставку,  и назначает на его место Геннадия Колбина. Это событие  привело к настоящему взрыву многовековых чувств казахского народа, именно чувств, а не других явлений, определяемых разумными словами, - политика, идеология, сопротивление и т.п. Как раз с этими понятиями всё было нормально. Всё это оставалось ещё родным, - советским. Казахская молодёжь вышла на улицы Алма-Аты с лозунгами «Уважать ленинскую национальную политику!», «Каждая республика имеет право выбирать своего руководителя!», «Улучшить жизнь народа!». Но в глазах молоденьких девчушек и юношей,  плачущих навзрыд, как - будто потерявших самую последнюю надежду, самое дорогое, самое ценное, ощущалось нечто более глубокое. В холодную декабрьскую ночь они не убегали из-под мощного потока холодной воды, из-под ударов сапёрных лопат, не слушали мольбы своих взрослых соотечественников, призывавших к благоразумию. Это был настоящий взрыв, долго дремавшего внутри человека, неприятия унижения его достоинства, его национальной особости, его любви к своей земле, к своему языку, его желания наравне со всеми людьми на планете называться своим именем, - казахом, казахстанцем, который сам выбирает своё правительство, издаёт законы, идёт по пути своей судьбы. Данные события были провозвестником пробуждения национального и гражданского самосознания казахстанцев, их потенциальных возможностей, способностей.

          В 80-е годы казахстанское общество переживало все жизненные коллизии, которые были свойственны неуправляемо, безудержно распадавшемуся людскому единству, с которого, как-бы сама собой, скатывалась стальная  имперская кольчуга. К молчаливо терпимому советским человеком отсутствию элементарных вещей, прибавились страх перед неожиданностью свершавшихся на глазах событий, непонятность и неузнаваемость форм и сути наступавших явлений. Сумгаит, Фергана, события в Тбилиси, война в Нагорном Карабахе, Новый Узень, - все эти межнациональные конфликты, вереницей потянувшиеся после событий декабря 1986 года в Алматы, обнажали скрытые ранее сепаратистские тенденции, наличествовавшие, видимо, в глубинах сознания всех народов СССР. Прежде они в расчёт не брались, а всякое проявление коллективного или индивидуального поведения, хотя бы приблизительно напоминавшее национальные чувства, жестоко подавлялось силами Советской Армии.

          В целом, обстановка в Казахстане в середине 80-х гг., была представлена кризисом  в социально-экономической и политической сферах жизни общества, следствием которого явились выступления молодёжи Казахстана в декабре 1986 года и послужили своего рода катализатором ускорения центробежных сил во всех союзных республиках.

 

 

Список использованной литературы:

1. Адерихин С., Адерихина И. 100 вопросов и ответов по истории Казахстана. Алматы, 

    Раритет, 2006 г.

2. Видова О. Н.Назарбаев. Портрет человека и политика Алматы, Білім, 1998 г.

3. Ертысбаев. Е. Казахстан и Назарбаев: логика перемен. Астана, Елорда, 2001 г.

4. Козыбаев М.К. Декабрь 1986 г.: факты и размышления. Алматы, 1987 г.

5. Сааданбеков Ж.  Н.Назарбаев. Законы лидерства. Астана, Күлтегін, 2005 г.