Тіркелу   Забыли пароль?


Дюсенова Н.К., Джасыбаева Е.А. Значение архивных материалов в изучении музейного дело Казахстана




Значение архивных материалов в изучении музейного дела Казахстана

 

Дюсенова Н.К., Джасыбаев Е.А.

Центральный Государственный музей РК,

 Алматы

 

В Центральном Государственном Музее Республики Казахстан разрабатывается проект «Музейное дело Казахстана: становление, тенденции развития, проблемы» он осуществляется в рамках реализации программы Культурное наследие. Результатом работы над данным проектом станет написание монографии, которая будет первой попыткой  в отечественном музееведении исследовать исторический опыт отечественного музейного строительства.

В этой связи привлечение архивных материалов позволило более полно исследовать проблему формирования музейной сети Казахстана  в 19-20 в.в. Так в Центральном Государственном архиве РК были изучены документы и материалы фонда 4 – Областное правление Оренбургскими киргизами; ф. 15 – Семипалатинское, ф. 25 – Тургайское, ф. 44 – Семиреченское, ф. 369 - Акмолинское областное правление; ф. 64 – Канцелярия Степного генерал – губернатора; ф. 383 – Управление киргизами Сыр – Дарьинской линии; ф. 318 – Тургайский, ф. 700 – Уральский, ф. 828 – Семиреченский, ф. 460 – Семипалатинский областные статистические комитеты; ф. 430 – Семиреченский отдел Русского Географического общества; ф. 311 – Комитет по устройству в городе Верном Выставки произведений сельского хозяйства и промышленности. Документы этих фондов  раскрывают особенности начального  этапа развития  музейного дела Казахстана. Данный период был периодом накопления материалов музейного значения, которые впоследствии стали основой фондовых музейных коллекций большинства музеев страны. Эти  музейные собрания  создавались с различными целями - одни для популярных в тот период общероссийских и международных выставок,  другие как частные коллекции. К примеру, в фондах ЦГА РК содержатся интересные материалы об участии казахских этнографических коллекций на международных выставках в Париже, Глазго, Вене (фонды: 44, оп. 1, д. 4924, 28637; ф. 25, оп. 1,д. 2021;). Этот же период развития музейной сети  освещают материалы и документы, выявленные в архивах городов Семипалатинска, Караганды, Кызылорды. Отчет о музейной работе Семипалатинского подотдела Русского Географического общества за 1928 г., обнаруженный в Центре документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области (г. Семипалатинск) раскрывает ряд новых фактов в истории становления и развития одного из старейших музеев страны.

 [M1] Необходимо отметить, что источниковедческая база монографии по тематике указанного проекта сосредоточена не только в Центральном и областных архивах, но и непосредственно в фондах музеев республики. Обширный фото – документальный  материал, касающийся истории их становления позволил, в частности,  обследовать комплекс первого директора, основателя Акмолинского историко-краеведческого музея – Л.Ф. Семенова. Он регулярно  организовывал научные экспедиции, в результате которых составил подробную историческую летопись и  описание природно-климатических условий края. Обнаруженная в фондах Семипалатинского областного историко-краеведческого музея статья бывшего директора  А.А. Адрианова раскрыла ряд неизвестных страниц в предыстории Семипалатинского музея со дня основания до 1927 года. Отчет видного ученого – востоковеда М.Е. Масона, в 1925 году занимавшего должность сотрудника Главного среднеазиатского музея «о поездке его в Чимкент и Аулие-ата» (обнаруженный в фондах Южно – Казахстанского историко – краеведческого музея) является одним из основных и содержательных документов, свидетельствующих о становлении Чимкентского музея, которому в 2000 году исполнилось 80 лет.

Фонды Центрального Государственного музея РК также содержат богатый материал,  по его истории. Особый интерес представляет  комплекс одного из  директоров музея, Абусагита Мусулманкуловича Жиренчина, который связан с историей  музея  40-  50-х годов ХХ века. Он возглавлял Центральный Государственный Музей,  называвшийся тогда «Центральный историко-краеведческий музей Каз ССР» в течение почти  десяти лет. Директором головного музея страны А. Жиренчин был назначен в 1942 г. в самый  разгар Великой Отечественной войны. Как профессиональный историк он понимал  историческую значимость происходящих событий и поэтому активно включился в работу по сбору экспонатов и документов о войне. При непосредственном участии Абусагита Мусламкуловича создается первая экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, которая была открыта уже в конце 1942 года. Благодаря его личной инициативе в фонды музея поступает редчайшая коллекция немецкого стрелкового оружия и воинского снаряжения. Эти экспонаты являлись военными трофеями 8-ой гвардейской дивизии и были переданы в музей сотрудниками ЦОКС (Центральная объединённая киностудия). Сегодня эта коллекция составляет  гордость оружейного фонда музея.

 В 1947-1948 гг. под его руководством были организованы несколько комплексных научных экспедиций в разные регионы Казахстана. Большая часть материалов  экспедиции 1947 года хранится в фондах ЦГМ РК. К настоящему времени они представлены несколькими коллекциями:    коврово-войлочные  и швейные изделия, одежда, ювелирные украшения, редкие рукописи и книги, произведения искусства,  фотографии. Изучение этих  коллекций  находится на начальной стадии, историко-этнографическая ценность их не подлежит сомнению и требует  более конкретного, систематического изучения. Часть  коллекций представлена письменными источниками. Экспедиция  в 1947 году посетила семью М.-Ж. Копеева, встретилась с его  внуками и получила от них 15 наименований книг, в т.ч. «Мухамадия» (КП 5863) и рукописная книга 1894 года, отражающая религиозные и лингвистические вопросы. Она состоит из несколько частей, написана на арабском и турецком языках.

 Дополнительное привлечение архивных материалов фонда 1308 (Центральный музей Казахстана) ЦГА РК более полно отражает неизвестные страницы истории музея после ухода А.М. Жиренчина с поста директора. Документы ярко повествуют о периоде гонений и резкой критики в его адрес. В частности Приказ Комитета по делам культпросветучреждений при Совете Министров КазССР за № 263 от 20 июля 1951 года критикует работу А. Жиренчина «за допущенные политические ошибки при построении экспозиции Республиканского музея, выразившееся в показе реакционно-монархического движения Кенесары Касымова, как национально-освободительного, а также в показе отдельных недостойных лиц, которых т. Жиренчин считает в своей книжке «Абай и его русские друзья» друзьями и учениками Абая». Данный Приказ освобождал А. Жиренчина от должности директора Республиканского историко-краеведческого музея с 21 июля 1951 года.

Кроме того, сопоставление документальных материалов ЦГМ РК и ЦГА РК позволяет установить более точную хронологию экспедиционной деятельности А. Жиренчина.  В особенности в использовании дополнительных планов и справок работы экспедиций 1947 – 48 годов.

Согласно  архивным данным  в Казахстане сеть музеев, число которых в 1913 г. составляло всего – 3, а в 1927 г. – 6, начала развиваться с 1937 г., когда количество музеев достигло 19, в 1939 г. – 25, в 1970 г. – 29. Особое развитие музеи получили в 70-80-е годы, когда их количество утроилось, достигнув в 1990 г. – 88. В процессе определения этих фактов были привлечены в большинстве своем статистические данные, отчеты и планы музеев, документация подведомственных учреждений Министерства Культуры Каз ССР (в более ранний период – СНК Кир. и Каз АССР). В частности в ЦГА РК были обследованы описи и дела следующих фондов: ф. 30 – Совет Народных комиссаров КАССР; ф. 81 – Народный комиссариат просвещения КАССР (Наркомпрос); ф. 1876 -  Комитет по делам Культпросветучреждений при Совете Министров КазССР; ф. 1242 – Управление по делам искусств при Совете Министров КазССР; ф. 1890 – Министерство Культуры КазССР. Данные материалы помогли отразить период становления советской модели музеев, поскольку после установления советской власти музеи становятся одним из основных инструментов идеологической политики. Они приобретают статус культпросвет учреждений и  система их управления  дублирует  вертикаль власти   советского политической системы, т.е. музеи делятся по категориям (или статусу) на центральные, республиканские, областные, городские, районные и даже сельские.  

Таким образом, всестороннее изучение не только фондов архивных учреждений республики позволяет воспроизвести историю формирования музейной сети Казахстана, но и привлечение фотодокументального материала архивных фондов музеев более полно освещает данный процесс.

  


 [M1]