Тіркелу   Забыли пароль?


Балтабаева А.М. Сотрудничество архива и вуза – определяющий фактор развития современного образования




Сотрудничество архива и вуза – определяющий фактор развития

 современного образования

 

 

Балтабаева А.М.,

Инновационный Евразийский университет

г. Павлодар

 

            В современных условиях развития казахстанского общества, особую роль приобретают новые формы в системе образования, построенные на использовании в ходе преподавания гуманитарных дисциплин богатой источниковедческой базы.

            Проблемы взаимодействия архивных учреждений с высшей школой и другими образовательными учреждениями поднимаются и обсуждаются на научном уровне многих стран постсоветского пространства. В связи с тем, что в структуре архивного дела, а также образовательной сети их обнаруживается достаточно много схожих черт, понятен возросший интерес к опыту стран ближнего зарубежья в данной области. Так, в системе образования Российской Федерации в условиях перехода на государственные образовательные стандарты стали предприниматься решительные шаги по сближению студентов, учащихся средних специальных учебных заведений, а также школьников с архивами. Учитывая организационно-функциональные изменения системы документально-информационных коммуникаций, российское общество признало наиболее эффективными методы не традиционных форм (библиотеки, книгоиздающие организации и др.) доступа к ним, а пути непосредственного сближения общественности, в данном случае учащейся молодежи с архивными источниками [1]. В связи с этим, во многих районах страны были разработаны региональные программы взаимодействия архивов с учебными заведениями, предприняты меры по упорядочению системы документоведения и информатики. Реальными стали шаги по разработке регионального компонента стандарта по истории и культурологи, основанного на использовании архивных данных.

            Немало сделано на сегодняшний день и архивными службами Казахстана, которые, учитывая возросший интерес к документальным материалам, усилили работу с общественностью, в том числе среди подрастающего поколения. Одним из основных направлений развития архивного дела в Республике Казахстан стало обеспечение доступа к архивным документам и правила их использования, удовлетворение законных прав и интересов граждан на получение ретроспективной архивной информации [2]. К информационной базе архивов был обеспечен доступ широких слоев населения, но преобладающее место в нем занимала интеллигенция, занимавшаяся непосредственно научно-исследовательской деятельностью, а также способствующая тесному сотрудничеству молодежи с архивами.

            В начале 90-х гг. стало практиковаться введение в учебные планы исторических специальностей вузов дисциплин архивного направления, позже были открыты отдельные специальности «Архивоведение». Появление данной специальности было связано с возросшей потребностью страны в архивных кадрах, необходимостью подготовки специалистов с учетов требований современной школы развития архивного дела. Огромную помощь в подготовке новых кадров оказали архивы областей, обеспечив учебные заведения материальной базой, учебно-методической литературой, педагогическими кадрами и т.д. Учеными-краеведами началась работа по изучению истории отдельных регионов республики с привлечением богатого источниковедческого материала архивов и изданию на его основе учебников, учебных пособий, публикаций научного характера, используемого в учебном процессе.

            Стало широко практиковаться использование архивных данных при написании научных работ студентами, школьниками с участием учителей. Именно этот факт обеспечил развитие науки в среде молодежи, появлению интереса к исследовательской деятельности, применению метода самостоятельного анализа ранее не апробированных данных. Особенно возрос интерес к архивным документам в связи с рассекречиванием многих секретных материалов и появлению, в связи с этим, возможности построения новых теорий в той или иной области научных знаний.

            Для облегчения работы исследователей с историческими источниками повсеместно сотрудниками архивов республики осуществлялась деятельность по выявлению документов и подготовки их публикаций. Данное направление деятельности архивов признавалось обязательным и определялось Положением об архиве и другими нормативными актами. С целью координации работы по изданию документальных публикаций, в Комитете по управлению архивами и документацией был создан Научный Совет, куда вошли руководящие работники и специалисты архивных учреждений, а также видные ученые-историки Казахстана.  Рекомендованные к изданию Научным Советом публикации стали представлять большой интерес не только для ученых-исследователей, но и самих архивных учреждений, поскольку способствовали повышению их методического уровня в области архивного дела, документоведения и археографии. Не менее активной в этом направлении стала деятельность и Государственного архива Павлодарской области, который за сравнительно небольшой промежуток времени подготовил к изданию более 10 публикаций. Были изданы сборники документов: «Забвению не подлежит», «Книга скорби. Рассрельные списки», «Из истории Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье 1919-1990 гг.», «Здравоохранение Павлодарского Прииртышья в документах», «Павлодарская область: страницы истории», «Хроника целины: Павлодарская область 1953-1964 годы», «Павлодарцы в годы Великой Отечественной 1941-1945 гг.» и др.        

На примере Государственного архива Павлодарской области можно проследить основные моменты сотрудничества архивных учреждений с вузами и школами области. В соответствии с основными функциями ведомственного архива, изложенными в Положении об архиве, архивом Павлодарской области осуществляется деятельность по использованию документов в научно-исследовательских целях. Кроме того, архив принимает участие в выявлении документов, отражающих наиболее яркие события истории края, истории и деятельности учреждения для использования их в периодической печати, на организуемых выставках, а также в виде публикаций документов (что было продемонстрировано выше). Постоянным является посещение студентами, школьниками города, области читального зала архива для работы с историческими источниками. Для студентов исторических специальностей сотрудниками архива проводятся лекции по теории и методике архивного дела, археографии, истории родного края. В архиве организована постоянная выставка наиболее древних документов, фотографий, публикаций и др. материалов, демонстрирующих жизнь и быт региона в различные периоды его истории. Непременным условием сотрудничества является организация на базе архива производственной практики для студентов-историков, в ходе которой вырабатываются умения применения полученных знаний непосредственно на практике. Студенты овладевают навыками учета и классификации документов, хранения и проведения экспертизы, составления научно-справочного аппарата, особенностей проведения реставрации и дезинфекции архивных дел, приемов использования документов Национального архивного фонда РК.

            Начальник департамента архивов Павлодарской области Болтина Вера Дмитриевна является членом Попечительского совета Инновационного Евразийского Университета, что усиливает процессы взаимодействия, установления широких контактов архива с вузом и играет  существенную роль в повышении их научного и методического уровня. На заседаниях Попечительского совета совместно с профессорско-преподавательским составом вуза обсуждаются вопросы современных методов преподавания, разработки учебных планов и включения в них в качестве компонента по выбору среди предлагаемых дисциплин предметов архивного направления (для специальностей «История»). Предлагаются новые, более эффективные формы сотрудничества вузов и архивов, касающиеся организации совместных научных конференций, круглых столов, встреч по обсуждению актуальных проблем Отечественной истории, в том числе ее современного развития. Не менее важным направлением сотрудничества является предоставление рабочих мест для выпускников вуза.

            Перед современными архивами Казахстана стоят важные задачи удовлетворения возросших потребностей общества, связанных с ростом интереса к документам, вещевым реалиям как источникам информации об исторической повседневности, культурной, этнической самоидентификации, а также к региональной истории, географии, исторической антропологии. Вследствие этого, необходимо формирование принципиально нового архивно-информационнного пространства, позволяющего обеспечить взаимодействие с общественностью, начиная с учебных заведений. Данный процесс уже начат, но должен найти свое достойное продолжение во всех регионах нашей страны.

 

Список использованной литературы.

 

  1. Жиделева А.Я. Архивы. Школы. Вузы //Отечественные архивы. – 1997. - № 4. – С.116-117.
  2. Основные направления развития архивного дела в Республике Казахстан на 2001 год //Архивы Казахстана. Бюллетень. – 2004. - № 1 (24). – С. 44-47.