Тіркелу   Забыли пароль?


Аубакирова Х.А. Казахская интеллигенция начала ХХ века и партия Алаш.




КАЗАХСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ  НАЧАЛА ХХ ВЕКА И ПАРТИЯ АЛАШ                                                       

 

Аубакирова Х.А.,

Каз АТУ,  к.и.н., доцент

 

Начало ХХ столетия характеризовалось активизацией деятельности казахской интеллигенции.

До недавнего времени в отечественной исторической науке начало формирования казахской интеллигенции традиционно восходило к именам Чокана Валиханова, Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева.  Однако, как справедливо отмечает Х.М.Абжанов, истоки формирования национальной интеллигенции следует искать в более ранний период, начиная с процесса этногенеза казахов [1].

Образование казахского народа, формирование его этнической территории, языка, самобытной культуры и мировоззрения и философии тесно связано с именами таких выдающихся мыслителей и государтвенных деятелей, как аль-Фараби, Кожа Ахмед Яссауи, султаны Жанибек и Керей, ханы Касым, Хак Назар, Есим, Тауекель, Тауке, Абылай и многие другие.

К выдающимся представителям казахской интеллигенции можно отнести  казахских биев: Толе, Казыбека, Айтеке и других, которые в тяжелые времена защищали свою землю и народ от врагов, заботились о единстве и сплоченности страны, призывали к человечности, справедливости, к сохранению и соблюдению обычаев предков, к защите чести и достоинства.

В условиях дальнейшего развития госудаственности значительно возвышалась роль жырау, выступавших одновременно как поэты-импровизаторы, как главные идеологи ханства, соратники и советники хана, воины-предводители  племени. Крупнейшими представителями поэзии жырау были Казтуган, Асан-Кайгы (XVв.), Шалкииз Тленшиулы, Доспамбет-жырау (XVIв.), Жиембет-жырау, Маргаска, Актамберды (XVIIв.), Таттикара, Умбетей, Бухар-жырау Калкаманулы (XVIIIв.).

Сохранившиеся письменные источники и произведения устного народного творчества, в которых отражены крылатые слова и выражения, произведения степной элиты – ханов и султанов, а также биев, батыров, военачальников, кюйши, жырау, сал-сере отражают злободневные проблемы, которые волновали выдающихся деятелей казахского общества.

Вторая половина ХIХ века характеризуется завершением процесса присоединения казахской территории к Российской империи. Казахи вовлекаются  в общеполитическую и культурную жизнь России.  Показательна жизнь и деятельность выдающихся казахских просветителей Ч.Валиханова, И.Алтынсарина и А.Кунанбаева, которые стояли перед выбором путей и методов развития казахского народа в условиях нахождения в составе другого государства, в поиске базовых ориентиров, позволяющих казахскому народу сохранить свою национальную самобытность. Этот путь они видели в просвещении казахского народа. Ведь любое общество воспроизводится системой образования.

С 1905 г. в среде казахской интеллектуальной элиты распространяются либеральные и демократические идеи.

Начало XX века для казахского общества ознаменовалось активизацией деятельности национальной интеллигенции.

Турар Рыскулов, известный государственный и партийный деятель Казахстана, выделил признаки размежевания интеллигенции: «До революции 1905 года среди казахского населения можно было отличить два вида интеллигенции. Одни – интеллигенты, персонально выдвинувшиеся из остальной среды в разное время, вроде Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина…немногочисленные, получившие русское образование и связанные с русской интеллигенцией, которые стремились при содействии русской власти приобщить казахов к европейской культуре. Другие -  получившие воспитание в татарских, башкирских и других мусульманских школах, стремящиеся путем распространения культуры Востока просветить казахский народ» [2].

О размежевании казахской интеллигенции в 1917 году в своей работе «Киргизы. Формы национального движения в современных государствах» говорил и лидер Алашского движения А.Букейханов: «с одной  стороны, интеллигенция, воспитанная на русской литературе, верующая в европейскую культуру, …считавшая религиозные вопросы второстепенными» [3].

Таким образом, идейно-политическое размежевание казахской интеллигенции начала XX столетия диктовалось их отношением прежде всего к религии (исламу).

 В условиях Казахстана царским правительством особая ставка была сделана на мусульманскую религию. Царские чиновники на местах не жалели ни сил, ни средств для поддержания глубокой религиозности народа, принуждая к строгому соблюдению мусульманских обрядов, религиозных законов шариата и требуя подчинения мусульманскому духовенству.

Найдя в лице духовенства прочную опору, царизм пытался использовать ислам в качестве орудия духовного порабощения казахского народа. Именно поэтому распространение мусульманской религии было возведено им на уровень государственной задачи. Ислам отвечал интересам аристократической верхушки, служил идейным оправданием социального угнетения. В степи увеличилось колическтво мечетей, рос спрос на литературу исламского содержания.

Поскольку связь между исламом, реакционной политикой царизма и казахскими эксплуататорами была явной, то отношение к мусульманской религии и его священнослужителям приобрело для различных слоёв казахского общества принципиальное политическое значение. Вокруг вопроса об отношении к исламу и к мусульманскому духовенству развернулась острая и ожесточенная борьба. В этой борьбе более или менее четко выявилось три идейно-политических направления. 

Первое из них составили откровенные сторонники мусульманства, для которых ислам служил идейным оправданием всех форм социального угнетения и был незаменимым духовным орудием в борьбе против протеста низов. Исходя из своих классовых интересов, они открыто защищали мусульманскую религию и  священнослужителей и предприняли всё от них зависящее для  её распространения.

Второе направление было представлено умеренными сторонниками ислама. К ним относилась либерально настроенная казахская интеллигенция и часть прогрессивных деятелей Казахстана, не сумевших еще окончательно определить свою идейно-политическую платформу. Для них характерно колебание между религиозным и атеистическим мировоззрением, колебание, которое обычно заканчивалось либо переходом на религиозные позиции, либо же полным отходом  от них.

Казахская либеральная интеллигенция сгруппировалась в основном вокруг журнала  «Айкап». Идейно-политическая позиция этого журнала была далеко не последовательной и не всегда отличалась достаточной ясностью. Однако основное содержание её деятельности определял её постоянный авторский актив. В этот актив, кроме редактора журнала Мухамеджана Сералина, входили Бахытжан Каратаев, Шаймерден Алжанов, Жакып Акбаев, Мыржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Халижан Бекхожин, Сабыржан Габбасов и  другие. Айкаповцы выступили как продолжатели традиций казахского Просвещения, а именно из традиций Просвещения ими было подхвачено просветительство. Что касается других элементов Просвещения, в особенности традиций борьбы за демократию, борьбы против насаждения мусульманской религии и догматики, то не все айкаповцы сумели их понять и поддержать. Увлечение айкаповцев и других представителей казахской либеральной интеллигенции мусульманской религией и пропагандой ислама в казахской народной среде было обусловлено тем, что многие авторы религиозных статей «Айкапа» рассматривали мусульманскую религию в качестве средства приобщения казахов к знаниям, к просвещению. Настойчиво призывая свой народ к освоению культуры и всего богатства знаний, накопленных человечеством, многие айкаповцы ссылались на предписания Корана и на пророка Мухаммеда, который в своих заветах требовал учиться  «от колыбели до гроба».

Таким образом, либерально настроенная казахская интеллигенция, выразившая терпимое отношение к исламу и мусульманскому духовенству, не сумела в полной мере поддержать традиции свободомыслия, вольнодумства передовых направлений казахской общественной мысли. Поэтому прогрессивные деятели начала XX века, на первых порах проявившие стремление к сотрудничеству с казахскими либералами, впоследствии порвали с ними и составили третье идейно-политическое направление откровенных противников ислама и всякой религии вообще. Благодаря деятельности представителей этого направления традиции свободомыслия, заложенные классиками казахского Просвещения, были вновь оживлены и стали еще прочнее укрепляться в казахском обществе.

Радикальный характер этому направлению придал поэт, писатель Султанмахмуд Торайгыров и его последователи. Критикуя мусульманское духовенство, он разоблачил его реакционную сущность.

Особые усилия интеллигенция в начале прошлого века направляла на просвещение, создание литературного языка, ограждение его от русского, татарского, узбекского влияния, борьбу против переселенческой политики Столыпина, эволюционному переходу к оседлому образу жизни, созданию культурных очагов, выбору цивилизованных ориентиров. Отметим, что парламентскую борьбу в качестве членов Дум за решение аграрного вопроса, за демократизацию управления казахским краем передовые  представители казахской интеллигенции начали еще в конце XIX века. Наиболее последовательно в этом направлении трудились такие деятели, как Ахмет Корганбекулы Беримжан – судебный деятель, Алпыспай Калменулы – служил консультантом при временном Совете по управлению Степным краем; Мухамеджан Тынышпаев – общественный деятель, ученый  и др.

       Важную роль в формировании общественного сознания и объединении интеллигенции в начале  XX  века сыграл расцвет казахской периодической печати. Если существовало всего два издания «Туркicтан уалаятының газетi», «Дала уалаятының газетi», то после революции 1905-1907 гг. в казахском крае появляется целый ряд новых газет и журналов. В 1907 г. в Петербурге группой казахской интеллигенции стала издаваться газета «Серке», редактором которой был Абдурашид Ибрагимулы. В марте того же года в Троицке вышла «Казақ газетi». В 1911 г. в г. Троицке в свет выходит первый номер журнала «Айкап». Редактором и идейным вдохновителем журнала стал Мухамеджан Сералин, видный казахский поэт и общественный деятель. В 1911 г. Уральске под редакцией Сагинкерея  Букеева стала издаваться газета «Казахстан», в которой, кроме политических статей, публиковались исследования по народной литературе казахов и ногайцев.

     Особая роль в развитии национальной прессы принадлежит газете «Казах», выходившей в Оренбурге и Тургае в 1913-1918 гг. под редакцией Ахмета Байтурсынова и выражавшей взгляды национально-демократической интеллигенции. Целью «Казаха» был  культурный подъем казахского народа, а также развитие национального языка и литературы, распространение среди казахов научных знаний и информации о жизни других народов. В «Казахе» работали патриотически настроенные писатели, поэты: М.Жумабаев, А.Букейханов, М.Дулатов, Х.Досмухамедов, Ж.Аймаутов.

Газета публиковала материалы политической направленности на разные темы жизни казахского народа. Призыв газеты под названием «Оян, қазақ!», был проникнут идеей пробудить сознание народа.

Особое место занимает газета «Қазақ» в организации национальной политической партии «Алаш». Газета стала ее политическим органом, на которую возлагались задачи идейно-организационной подготовки всеказахского съезда для создания партии.

Хотя газета «Казах» выступала против восстания 1916 г., интеллигенция, группировавшаяся вокруг газеты, поднимала на ее страницах голос протеста против зверства карателей, когда царские войска осуществляли кровавую расправу над восставшими. Вполне естественно, что в то время надо было обладать немалым мужеством, чтобы открыто говорить об этих фактах.

 Газета «Казах» безраздельно властвовала над общественным мнением казахского народа в течение более пяти лет. Именно в  лоне этой газеты выросла партия «Алаш» и в ней была опубликована программа партии.

В июле 1917 г. в г. Оренбурге состоялся первый всеказахский съезд, где было принято решение о создании национальной политической партии Алаш. Она отражала точку зрения передовой части народа, национальной интеллигенции. Важно, что это поколение интеллигенции стремилось к выражению общенациональных интересов, преодолению клановых, родовых предрассудков. Преодоление деления казахского общества по родоплеменному принципу было, по их мнению, необходимым для становления национального единства в условиях усиливавшейся колониальной политики.

        Лидеры партии «Алаш» и ее активные деятели были авторитетными людьми своего времени, которые получили фундаментальное образование в университетах и технических вузах Москвы, Петербурга и других центральных городов России. Таковыми были инженеры Алихан Букейханов, Мухамеджан Тынышбаев, Бакытжан Каратаев и др. Ученым-энциклопедистом можно назвать Алихана Букейханова – видного общественного деятеля, депутата Государственной Думы и съезда мусульманских народов, который был историком, этнографом, экономистом, фольклористом. Он являлся первым ученым, который с научной точки зрения проанализировал казахский эпос и фольклор.

Выдающимися просветителями и публицистами были два других лидера партии – Ахмет Байтурсынов и Мыржакып Дулатов.  В начале XX столетия Ахмета Байтурсынова величали казахским Чернышевским, отцом и вождем казахской национальной печати.

В партию «Алаш» вошли также представители научной и творческой интеллигенции: Мухамеджан Тынышпаев, Магжан Жумабаев, Шакарим Кудайбердиев, Султанмахмуд Торайгыров, Халел и Жиханша Досмухамедовы.

      Алаш – партия, в которой были сильны идеи просветительства. Она стремилась на основе глубоких реформ возродить казахский народ путем глубокого усвоения им лучших достижений российско-европейской культуры. Именно алашевцы вносили лепту в формирование исторического самосознания. Это были люди, заботившиеся о процветании своего народа, подлинные интеллигенты в самом высоком смысле этого слова.

Партия «Алаш» с момента своего существования выступала против любых форм проявления насилия. Лидеры партии стремились достичь независимости казахского общества законным, конституционным путем, посредством политической борьбы, направленной на пробуждение национального самосознания казахского народа. Именно неприятием кровопролития и насилия алашевцами можно объяснить их позицию в период национально-освободительного восстания 1916 года.

Главная заслуга казахской интеллигенции дореволюционного периода в том, что при различии социального происхождения, политических взглядов  она сумела найти ответы на вызовы истории, отвечающие общенациональным интересам. Выдвижение  и обоснование принципов партии Алаш тому блестящий пример. Значение её деятельности не ограничивается рамками того периода.

 На современном этапе в период роста национального самосознания казахского народа, дальнейшего развития Республики Казахстан как суверенного государства опыт деятельности казахской дореволюционной интеллигенции является одним из основных факторов. То, что развитие Республики Казахстан как независимого государства характеризуется межнациональной  и политической стабильностью, в немалой степени обусловлено менталитетом, толерантностью казахского народа и влиянием казахской интеллигенции.

Блистательная плеяда алашской интеллигенции, оказала влияние не только на политическую, но культурную жизнь народа. Она считала, что главным орудием крепнущего национального самосознания должна стать литература. Этим объясняется тот факт, что среди казахской интеллигенции рассматриваемого периода большинство ученых, общественных деятелей показали свою уникальную одаренность в качестве художников слова.

 Малейшая попытка восстановить историческую правду, познать самих себя оборачивалась трагедией и преследованием. В 30-х годах ХХ столетия это стоило жизни Ахмету Байтурсынову, Мыржакыпу Дулатову, Турару Рыскулову, Жусупбеку  Аймаутову, в 50-е годы обернулось преследованиями  Каныша Сатпаева, Ахмета Жубанова, Мухтара Ауэзова, в 70-80-х годах – изъятием из обращения книг Олжаса Сулейменова, Манаша Козыбаева и, наконец, подавлением в 1986 году мирной демонстрации студенческой молодежи.

Таким образом, казахская интеллигенция вставала на путь защиты интересов родного народа, поднимала вопросы развития  образования и науки, создания нового, прогрессивного общества. Это был тернистый путь, путь трудной борьбы сложных конфликтов и поисков. Именно интеллигенция, как передовая часть общества, в начале ХХ века возглавила политическую борьбу, определив в качестве главных приоритетов защиту национальной независимости и общественных ценностей.

 

Литература

 

1.Абжанов Х.М. , с. 8-21.

2.      Рыскулов Т. Избранные труды. - А., 1984.- с.149.

3.      Букейхан А.  Избранное. - А.-А., 1995. - с. 76-77.