Тіркелу   Забыли пароль?


Акжасарова А. Архивные материалы об Ильясе Джансугурове




Архивные материалы об Ильясе Джансугурове

 

Акжасарова А.,

археограф НЦАИ

 

Фонды личного происхождения Центрального Государственного архива Республики Казахстан содержат ценные и уникальные сведения выдающихся деятелей науки и культуры Республики Казахстан. В Центральном Государственном архиве имеется фонд 1368  казахского поэта, одного из основоположников казахской литературы Ильяса Джансугурова, где хранятся архивные документы за 1912-1975 гг. Эти источники позволяют проследить основные этапы его деятельности и изучить его творчество.

Имя Ильяса Джансугурова занимает достойное место в среде казахской литературы. Он рано ушел из жизни, но за короткий срок, отведенный ему Судьбой, успел сделать немало.

            Джансугуров родился в ауле №4 Аксуйского района Алма-Атинской области. Первоначальное образование получил от отца. В 1911 г. закончил Каргашскую казахскую среднюю школу. Писать начал он рано. В своих автобиографических сведениях он пишет, что огромное влияние на него оказал Абай Кунанбаев. Первый его сборник стихов «Балдырган», найденный впоследствии в 1957году в отделе редких книг Национальной библиотеки.

            В 1920 г. Джансугуров приезжает в город Верный, где поступает на краткосрочные курсы подготовки учителей для казахских и киргизских школ. В это время приезжает в Верный комиссия, созданная по решению Туркестанского правительства. Создавали группу по собиранию казахской народной литературы. Джансугуров представляет на рассмотрение комиссии свой сборник «Балдырган». Комиссия рассматривает и берет его на работу по собиранию народной литературы. Все лето он собирает литературный материал для комиссии, а осенью вместе с комиссией приезжает в Ташкент. В Ташкенте он поступает на двухгодичные педагогические курсы при Киргизском институте Просвещения. Позже он знакомится с Гани Муратбаевым, и они вместе выпускают газету «Жас алаш».

После окончания курсов работает учителем в свом ауле до конца 1922 года. Приехав в 1923 году в Алма-Аты, устраивается в редакцию газеты «Тілші», совмещая работу в организации Обкома Союза Косши. В описи 1 имеется удостоверение о том, что он работал преподавателем Киргизского института просвещения от 10 января 1924 г. №548, а также выписка из приказа от 28 февраля 1924 г. Облисполкома о назначение его директором Киргизского института просвещения. В 1925 году избрается членом Губисполкома, заведывал Губоно. Сохранились заявление и анкета для вступления в ряды Коммунистической партии, заполненные им собственноручно в 1924 году.

В конце 1925 года поступает в Государственный институт журналистики. Фонд содержит удостоверение о командировании Джетгубкомом ВКП(б) в Москву для учебы в Государственный институт журналистики, а также договор между Сулеевым, заведующим Губоно и Джансугуровым, студентом 3-го курса Государственного института журналистики о том, что Губоно берет на себя обязательство выплачивать стипендию Джансугурову ежемесячно в сумме тридцати рублей с 1 августа 1927 г. по 1 августа 1928 г., а Джансугуров обязывается по оканчании института проработать в Джетгуб.

Во время учебы в Москве он встречался с Маяковским, Уткиным, Светловым, Луговским, Исаковым и другими поэтами. В результате этого Джансугров приобрел не только знания. Ему открылись широкие горизонты жизни.  Встречи с Максимом Горьким также оказали большое влияние на творчество Джансугрова. Накопленные впечатления позволили углубить и расширить тематику его произведений.

 После окончания института в 1928 г. работает литературным сотрудником в Центральной Газете Казахстана «Енбекші қазақ». Совместно с творческой работой он участвует в организационной деятельности Союза писателей Казахстана. В 1932 году был избран председателем Правления Союза Писателей Казахстана и там проработал до 1935 года. В августе 1934 года на I Всесоюзном съезде писателей Джансугуров выступает с речью от имени казахстанских писателей. С 1936 года работает в Издательстве художественной литературы  в качестве редактора по поэзии.

            Во время работы в Народном Комиссариате Просвещения КАССР был командирован в Москву, Ленинград, Оренбург, Самару, Казань, Астрахань, Алма-Ата и Западно-Казахстанскую область для собирания материалов по восстанию Исатая Тайманова и фольклорно-исторических материалов, имеющихся в научно-культурных учреждениях и на местах территории вышеуказанных городов и области. Впоследствии он написал историческую пьесу «Исатай Тайманов» (1937).

Избирался членом Аксуйского РИКа (1922), членом ГубИКа (1924-1925), Членом КазЦИКа (1935), членом Правления казахского Союза Писателей (1934), член Правления Союза Писателей СССР (1934).

Первые произведения, увидевшие  свет «Сарыарка», «Тілек». Они были опубликаваны на страницах газеты «Сарыарка», выпускаемой в г.Семипалатинск в 1917 г.   В 1923 г. в газете «Сана» напечатан его рассказ «Стрелок Бокен». Затем труды Джансугурова начали постоянно печататься на страницах газеты «Тілші», «Акжол», «Кедей еркі». Особенно плодотворным для Джансугурова являются 1925-1928 гг. Вышедшая в 1928 г. первая книга стихов «Саганак» с предиловием С.Муканова быстро разошлась и сделала его известным в республике. В своих произведениях поэт рассказывал про свой народ, его историю, традиции и обычаи. В 1930 году в связи с десятилетием Казахской Советской Республики написана поэма «Степь», которая впоследствии стала вершиной творчества поэта. Позже появились поэмы «Куйши»(1934) и «Кулагер»(1936). В «Картинах Семиречья» он воспевает красоту природы.  Ильяс Джансугуров писал и на сатирическую тему. Также плодотворно работал в драматическом жанре. Им написаны пьесы  «Месть», «Турксиб», «Исатай Махамбет».

Много сил и таланта отдал Джансугуров переводческому делу. Он создал великолепные образцы уникальных переводов великих произведений русской, немецкой и восточных культур. Перевел «Евгения Онегина» и «Гавриилиаду» А.С.Пушкина, «Смерть поэта», «Пленника» и «Кинжала» Лермонтова, «Железную дорогу» Некрасова, а также произведения Горького, Маяковского, Гейне, Гюго. Его стихи, в свою очередь, переводились Всеволодом Рождественским, Михаилом Светловым, Михаилом Лукониным, Евгением Евтушенко и другими.

Поэт участвовал в составлении учебников для школ, первого казахского календаря, готовил к печати произведения казахского фольклора.

Большую работу по сохранению и восстановлению наследия Джансугурова проделала жена поэта Фатима Габитова. Она сохранила часть архива, которая осталась незамеченной при изъятии книг органами НКВД, издала в 1957-1960 гг. сборник сочинений в шести томах. Рукопись поэмы «Кулагер» сберег у себя дома писатель Сапаргали Бегалин, вернувший после реабилитации поэта его жене.  В 1980 году был найден архив Джансугурова, изъятый при его аресте. Работник НКВД, которому было приказано уничтожить эти бумаги, сохранил их у себя дома. Сейчас они хранятся в Центральном Государственном архиве.

            В архиве содержится письмо жене Джансугурова Фатиме Габитовой от Дмитриевой Александры Николаевны с просьбой выслать автобиографию и фото Джансугурова для сборника автобиографии советских писателей СССР, готовящийся к выпуску Государственным литературным издательством в Москве, а также ответ Габитовой Дмитриевой. 

Творчество выдающегося поэта казахского народа выделяется своим мастерством. Джансугуров писал во всех литературных жанрах. Образцы национальной поэзии «Кулагер», «Куйши» пополняют золотой фонд казахской литературы. Наша задача сохранить и изучить оставленное  им наследие.

 

Список использованной литературы:

 

1. ЦГА РК. Ф.1368. Оп.1.Д.1 Л.1-5

2.Там же Д.2 Л.7

2. Очерки истории казахской советской литературы. Москва, 1960. Известия АНСССР

3. Берик Жилкибаев «Мой Ильяс». 2004 г.

4. Жиренчин А. «Ильяс Джансугуров» А., 1958 г.