Тіркелу   Забыли пароль?


Абуев К., Жезбаева Г. Видные представители казахской национальной интеллигенции конца ХІХ начало ХХ вв. Мамбет-али Сердалин и Алихан Букейханов.




ВИДНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАЗАХСКОЙ  НАЦИОНАЛЬНОЙ

ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КОНЦА  XIX – НАЧАЛА  XX ВВ. МАМБЕТ – АЛИ

СЕРДАЛИН И АЛИХАН БУКЕЙХАНОВ.

 

                                                     Абуев К., Жезбаева Г.,

КГУ им. Ш. Уалиханова

г. Кокшетау 

                  

 Исследование истории движения Алаш, жизни и деятельности его лидеров стал одним из приоритетных направлений современной исторической науки Казахстана. По этим проблемам проводятся научные конференции и симпозиумы, издаются научные сборники и монографии и это не случайно. Долгие годы в советской историографии господствующей и практически единственной темой исследования историков была история лишь одного движения – социал-демократического, лишь одной партии – большевистской. Деятельность всех других движений и партий априори считалась реакционной, либо оппортунистической и поэтому не заслуживающей внимания. На историю партии «Алаш » вовсе был наложен табу, а понятие «алаш - орда», алашординцы стали чуть ли не ругательскими. Всякие попытки философски осмыслить  исторический процесс, дать объективную оценку национально-освободительному движению в Казахстане пресекались, а историки подвергались гонениям.

В условиях независимого Казахстана жизнь поставила перед историками задачу: восстановить в истинном виде нашу историю, осудить и отбросить все то, что мешало общественному прогрессу. Ибо именно по линии осмысления нашего истерического прошлого, извлечения уроков как с позитивного, так и из негативного идет процесс созидания нового.

            В свете новых требований, с позиции современных знаний должны подходить историки к освещению тех вопросов, которые в свое время замалчивались или получили коньюктурную оценку. Имеется ввиду необходимость научного осмысления деятельности представителей национальной интеллигенции, сыгравших важную роль в пробуждении национального самосознания народа, его духовного возрождения. К числу таких личностей относятся Мамбет – Али Сердалин (Шобеков) (1865-1914 гг.) и Алихан Букейханов (1870-1937 гг.).

Мамбет – Али Сердалин  - видный ученый, экономист, общественно-политический деятель. Личность его примечательна уже тем, что он был одним из первых казахов, подвергшихся репрессиям со стороны жандармов за свои революционно-демократические взгляды и связь с политическими ссыльными. Но, увы, в исторической литературе сведений о нем немного.

Родился М. Сердалин в 1866 г. в ауле № 4 Мизгильской волости Кокчетавского уезда. Он был знатного происхождения, дед его Шобек Байсарин пользовался большим влиянием, избирался волостным правителем, в составе делегации сибирских казахов участвовал в коронации императора Александра II в 1855 г. (ЦГА РК Ф 714. Оп. 2 Д. 7 Л. 10).   По сведениям известного писателя Сабита Муканова Шобек Байсарин был в дружественных отношениях с отцом Чокана Чингисом Валихановым.

            Начальное образование Мамбет-Али получил в аульной школе,  затем его отец Сердали Шобеков, будучи образованным человеком, решил дать своему одаренному сыну передовое русское образование. С этой целью отдает его в трехгодичное уездное училище в Кокшетау, после успешного окончания которого в 1885 г. он привозит сына в Омск. Здесь, блестяще выдержавший  вступительные экзамены, Мамбет – Али  был зачислен «пансионаром» в Омское техническое училище (ОТУ). В дореволюционное время г. Омск был не только административным, но и культурно – образовательным  центром всего Степного края. Здесь были сосредоточены 19 разных  профессиональных,  в основном, средних учебных заведений. В разное время в Омске обучались многие деятели истории и культуры казахского народа.

Четырехлетний курс обучения в ОТУ, наряду с традиционными предметами, как русский язык, история, математика, физика, включал также такие сложные дисциплины, как теоретическая механика, кинематика, подъемные машины и насосы и др., практические занятия проводились в столярно-модельной, кузнечно-слесарной мастерских и в физико-химическом кабинете.

Обращает на себя внимание следующее  обстоятельство: М. Сердалин, имея отличные оценки по учебным предметам, имел оценку 4 (четыре) по поведению. По-видимому, так оценивалась его дисциплина за участие в студенческих сходках и манифестациях, за связь с политическими ссыльными.

 Вот в такой обстановке проходили годы учебы молодого Мамбета – Али в Омском техническом училище.

Младшим современником М. Сердалина был Алихан Букейханов – видный общественный деятель, депутат I Государственной думы, организатор и лидер национально-демократической партии «Алаш», выдающийся ученый, экономист, историк, публицист. А. Букейханов родился в 1870 г. в Токрауынской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Происходил из аристократического рода торе. В 1887 г. он поступил в Омское техническое училище.

В 1890 г.с отличием окончив данное учебное заведение, А. Букейханов получает право на поступление в любой вуз России и обучение на государственный счет. Он выбирает Санкт – Петербургский Лесной институт. Этот вуз был известен своими демократическими традициями, его выпускники Г. А. Лопатин, Г.В. Плеханов стали видными деятелями международного социал-демократического движения.

Документы свидетельствуют, что А. Букейханов в институте не только отлично учится, но и активно участвует в работе политических и литературных кружков, принимает участие в студенческих сходках и «беспорядках». В эти годы формируются его общественно-политические взгляды и убеждения. Его волнует тяжелая судьба своего народа.

Успешно окончив Лесной институт по специальности лесного экономиста, Алихан Букейханов в 1894 году вновь возвращается в Омск. Здесь, работая в различных государственных учреждениях, он активно занимается научно-исследовательской работой, пишет публицистические и научные статьи, участвует в работе ряда экспедиций.

Однако в отличие от А. Букейханова, М. Сердалину окончить техническое училище не дали. В 1889 г. он был исключен с последнего курса за связи с политическими ссыльными.  Дело было в том, что М. Сердалин во время каникул проездом прибывает в Петропавловск, где устанавливает связи с политическими ссыльными. В своем донесении на имя Акмолинского губернатора от 4 марта 1889 г. Петропавловский полицмейстер писал: «Прибывший в Петропавловск ученик Омского технического училища Сердалин, который усердно стал днем и ночью посещать политических ссыльных Анненкова, Аргутинского, Долгорукова, Казанского, Гончаренко. Кавзалов (надзиратель - авторы), заметив это, ввиду инструкции №II доложил мне, я, в своею очередь, пригласив Сердалина предупредил, но он чаще стал там бывать, даже ночевать у Аргутинского и Гончаренко. Я обо всем этом сообщил директору училища. Не знаю, за связали с политическими заключенными или за что иное, но исключен из училища». (ЦГА РК. Ф. 369, оп. ( Д. 531. Св. 163. Л. 13-14.)     

Тем не менее и после исключения из училища М. Сердалин не прекращал общественно – политическую деятельность, вернувшись на родину в Кокшетау принимал участие в тайных собраниях политических ссыльных, установил связи с членами социал-демократической партии А.П. Горбуновым, Е.И. Зеленским, с политическими ссыльными Н. Иваницким, Красуцким, А. Яковлевым. Был в тесных контактах с представителями казахской интеллигенции Б. Каратаевым, Ш.Кошегуловым, А. Турлыбаевым. (Абуев К.К. Кокшетау: исторические очерки. Кокшетау, 1997. С. 225).

На формирование гражданской позиции и общественно-политического мировоззрения М. Сердалина и других представителей интеллигенции оказали влияние следующие обстоятельства. Во-первых, как известно, во второй половине XIX в. на общественную жизнь России большое влияние оказали революционно-демократические идеи А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.Г. Добролюбова. А все основные тенденции общественно-политической и культурной жизни в центре России находили отражение и на территории окраин. Во-вторых,  города Степного края – Омск, Петропавловск, Семипалатинск, Кокчетав – на рубеже веков стали местом сосредоточения политических ссыльных.  Под их влиянием формировались жизненные позиции казахской молодежи, обучавшейся в учебных заведениях Омска и других городов.

Передовые представители казахской национальной интеллигенции, как и их русские собратья, пытливо думали о судьбе родины, «шли в народ», изучали его историю, культуру, распространяли грамотность, способствовали росту самосознания народа.

Многое объединяло М. Сердалина и А. Букейханова. Они были современниками периода активной колонизации и политико-административных реформ в Казахстане, вызвавших значительные изменения в социальной, политической и правовой жизни казахского общества. Являясь свидетелем социального и национального гнета коренного населения, казахская интеллигенция не могла относится равнодушно к дальнейшей судьбе своего народа. В этот период М. Сердалин  и А. Букейханов занимали активную позицию в решении аграрного и переселенческого вопроса. Они открыто выступали против царских чиновников, разоблачая пороки самодержавия, критиковали колонизаторскую политику царизма.

             М. Сердалин в своих трудах «Аренда казахской земли» (Омск, 1900 г.),  «Об эксплуатации степей Западной Сибири путем скотоводческой культуры» (Труды общества для содействия русской промышленности и торговле. Т.25. СПб., 1900) обосновал положение о необходимости  разумного подхода к землепользованию в Казахстане. Протестуя против аграрной политики царской администрации, М. Сердалин говорил: «Клочок за клочком отнимают у нас, исконных скотоводов, земли, тем самым создавая невозможность продолжать скотоводческую культуру». Он предостерегал от безоглядной распашки площадей, что, по его словам, «может послужить к превращению степей в пустыню», предвидел, какими трагедиями может обернуться для народа потеря земли предков, отрыв от сложившихся форм хозяйствования, нарушение традиции, обычаев, обрядов и быта степняков.

            Труды М. Сердалина примечательны не только своей политической направленностью, но и тем, что они характеризуют автора как ученого - экономиста, имеющего основательные сведения не только об экономике России и ее окраин, но и других стран, таких как Южная и Северная Америка, Африка и Австралия. В подтверждение своих рассуждений по вопросам земледелия он ссылается на труды известных русских ученых Докучаева, Венюкова, Соколова и других, свободно оперирует данными из русских периодических изданий: «вестник Европы», «Русская мысль», «Новое время», «Окраина».

            В трудах М. Сердалина поражает не только и не столько обширность научных познаний, сколько стиль изложения фактов, прекрасное знание русского языка и литературы. В записях М. Сердалина мы находим фрагменты из поэм М.Ю. Лермонтова, Глеба Успенского, Н.В. Гоголя. Вот, к примеру, как он описывает казахские степи: «…они чудно хороши весною, когда земля еще не успела отдать свою влагу, ту влагу, которою ее напоили первые лучи весеннего солнца. Тогда вместе с Гоголем хочется сказать: «степи, степи, черт вас возьми, как вы хороши!». (Сердалин. М. Об эксплуатации Степей Западной Сибири путем скотоводческой культуры // Труды Общества для содействия русской проблемнности. СПБ., 1900.С. 145).

            В Омском областном государственном архиве хранится документ под названием «Переписка о состоящем под негласным наблюдением киргизе Мамбет – Али Сердалине (он же Чубеков)». В нем есть сведения о том, что через два года после исключения из училища то есть в 1891 г. Дело М. Сердалина было пересмотрено и был установлен негласный надзор. Предписывалось волостному управителю каждые 10 дней доносить уездному начальнику о М. Сердалине. Надзор был снят лишь в 1904 г. т.е. он длился 13 лет.     

Взгляды М. Сердалина разделял и А. Букейханов. Как ученый он занимался исследованием земельных вопросов. Участвуя в экспедиции А. Щербины, главной задачей которой было исследование территории северных областей Казахстана с целью выявления пахотнопригодных земель для  отвода крестьянам – переселенцам,   Букейханов изучал проблемы переселенческой колонизации, опубликовал ряд научных статей. В статьях «Бюрократическая утопия» и «Долой с дороги: идет овцевод!» он обращал внимание общественности на ухудшение положения скотоводов, лишенных всякой поддержки, на разорение значительной их части, что неминуемо ведет к «социальному взрыву в степи». Предупреждал о том, что безответственное распахивание нетронутых земель и их использование приведут к бесплодию и пыльным бурям.

 Сегодня, обращаясь к творчеству М. Сердалина и А. Букейханова, следует отметить, что их общественно-политическая деятельность – пример служения своему народу, делу прогресса и дружбы народов.  Идеалы, за которые они боролись на протяжении всей жизни осуществились в декабре 1991 года принятием Закона о государственной независимости Республики Казахстан.