Тіркелу   Забыли пароль?


2015/1. 5-10 б. Тулибаева Ж.М.«Первые коллекции восточных рукописей в Америке».«Археография және деректану ұлттық орталығының хабарлары» журналы.




Жулдыз Тулибаева

Доктор исторических наук, профессор

 

 

ПЕРВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ВОСТОЧНЫХ РУКОПИСЕЙ В АМЕРИКЕ

 

 

Для изучения истории Казахстана средних веков и нового времени, сочинения написанные на тюркских, персидском и арабском языках, являются основными письменными источниками. История так распорядилась, что многие арабографические документы по истории Казахстана хранятся в зарубежных фондах. И если мы хотим написать достоверную историю Казахстана, получить ответы на многие волнующие нас вопросы, то нам ещё многие годы придётся выезжать в другие страны для сбора материалов.

Начиная с XVII века, западные путешественники, ученые и чиновники вывозили наиболее ценные рукописи и документы по истории народов Центральной Азии. Вследствие чего, наиболее ценные архивные документы по истории Казахстана хранятся в рукописных архивах Европы и США. Наиболее обширные фонды рукописей и их фотокопий по истории государств Центральной Азии и Казахстана хранятся в библиотеках американских университетов. Университет Индиана создал богатейший фонд микрофильмов по истории и культуре народов Центральной Азии. Там собраны микрофильмы центральноазиатских рукописей со всего мира.

В середине XIX века в Америке создаются первые коллекции восточных рукописей. В 1842 г. образуется Американское востоковедное общество (the American Oriental Society)1 с целью поощрения развития науки в США и изучения стран востока. Американское востоковедное общество развивалось согласно традициям известных европейских востоковедных обществ.

Американское востоковедное общество стало предшественником многих университетов и исследовательских институтов в Соединенных Штатах, которые в настоящее время занимаются исследованием мусульманского мира. Журнал Американского востоковедного общества2, увидевший свет впервые в 1843 году, был первым журналом для удовлетворения научных интересов американцев в Востоке (см. Рис.1). Основное внимание было обращено на исторические, литературные и археологические исследования Востока.

Следует отметить деятельность видного американского ученого арабиста  Эдварда  Элбриджа  Солсбери  (Edward  Elbridge Salisbury)3 (1814-1901 гг.), профессора Йельского Университета с 1841 по 1901 годы. Он завещал около 100 арабских рукописей Йельскому Университету после своей смерти.

Среди богатых меценатов США можно упомянуть Чарльза Ланга Фреера (Charles Lang Freer)4, основателя Галереи Фреера в Вашингтоне, который собрал коллекции изделий искусств Востока (керамические, металлические изделия, восточные рукописи), которые были переданы Смитсоновскому институту в 1920 году. Коллекция рукописей Уильяма Камака (William Camac) легла в основу исламских коллекций Пенсильвании, коллекция восточных рукописей

Джона Фредерика Льюиса (John Frederick Lewis), была передана в Библиотеку Ньюберри (Newberry Library)5 в Чикаго.

В середине XX века направление американских востоковедческих исследований с классической европейской формы изменяется на новые формы и подходы. Создаются новые центры по изучению мусульманского Востока. В 1957 году в Калифорнийском Университете (Лос-Анджелес) был основан центр ближневосточных исследований фон Грюнебаума (the Von Grunebaum Center for Near Eastern Studies). В 1961 году Мичиганский Университет основал Центр для ближневосточных и североафриканских исследований (Center for Near Eastern and North African Studies)6.

 

Рисунок

 

Рис.1 Обложка первого номера журнала Американского востоковедного общества

        Факультет восточных языков и литературы Принстонского университета был одним из ведущих центров Америки по изучению исламского мира. Труды профессора Филиппа Хитти (Philip Hitti)7 обеспечили ведущую роль Принстонского университета в исламоведческих исследованиях США. В середине 1950-х годов в Гарварде сэр Гамильтон Гибб (Hamilton Gibb)8 стал Директором извесного Центра исследований Среднего Востока, а известный исламовед Густав фон Грюнебаум (Gustave Von Grunebaum)9 преподавал в Университетском колледже в Лос-Анджелесе.

Центры региональных исследований были основаны в университетах и институтах по всей Америке. Ближневосточные программы были созданы или усилены в таких университетах и городах, как Брандейский Университет (Нью-Йорк), Университетский колледж, Лос-Анджелес, Гарвард, Мичиган (Энн-Арбор), Портлендский государственный колледж, Принстон, Техас (Остин), Юта (Солт-Лейк-Сити) и Йель.

Юго-восточные азиатские и азиатско-индийские исследования были открыты в Клермонтской Высшей Школе, Колумбийском Университете, Корнелле, Хартфордской семинарии, Канзасе (Лоренс), Миннесоте (Миннеаполис), Нью-Йоркском Университете, Орегоне (Юджин), Принстоне, Техасе (Остин), Йеле и Гавайи. Фонд Форда также играл важную роль в поддержке развития исламоведения внутри и за пределами Соединенных Штатов. Благодаря поддержке Фонда Форда в 1966 году была основана Ассоциация исследований Среднего Востока Северной Америки (Middle East Studies Association of North America)10.

Первые коллекции мусульманских рукописей в США создавались частными коллекционерами. Среди них особо следует отметить коллекцию Уильяма Бентли (William Bentley)11 (1759-1819 гг.). Уильям Бентли олицетворял научную элиту Восточного Побережья, которое процветало в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века. Он был Пастором Восточной церкви в Сейлеме в Массачусетсе между 1788 и 1819 годами, и был также выдающимся ученым. Он хорошо владел арабским и персидским языками, и привлекался правительством в Вашингтоне для перевода официальных документов с арабского языка на английский язык. Он был в переписке со многими известными учеными и высокопоставленными правительственными чиновниками его времени, включая Президентов, таких как Адамс, Джефферсон и Мэдисон. Бентли активно участвовал в основании Вирджинского Университета. Рукописи из его коллекции были приобретены напрямую с Исламского Востока.

Ряд частных коллекций, например, такие как Р. П. Волтера (R. P. Walters), консула США в Занзибаре, перешли под опеку организаций, таких как Американское востоковедное общество.

Первые общественные коллекции восточных рукописей были созданы в XIX веке институтами на Восточном Побережье, такими как Гарвард, Йельская и Хартфордаская Семинария. В настоящее время самые большие коллекции восточных рукописей хранятся в библиотеках США:

- Принстонский Университет в Нью-Джерси,

- Мичиганский Университет,

- Хартфордская Семинария в Коннектикуте,

- Библиотека Конгресса США в Вашингтоне,

- Калифорнийский Университет в Лос-Анджелесе,

- Йельский Университет в Коннектикуте,

- Гарвардский Университет в Массачусетсе.

Средние и малые коллекции восточных рукописей хранятся в фондах:

- Общественная Библиотека Нью-Йорка,

- Национальная Библиотека Медицины в Мэриленде,

- Библиотека Ньюберри в Чикаго,

- Публичная Библиотека Филадельфии,

- Библиотека Университета Филадельфии,

- Библиотека Колумбийского Университета.

Кроме них существует более пятьдесяти институтов, от Бостонского Атенеума до Музея Искусств округа Лос-Анджелеса, где хранятся малые коллекции восточных рукописей.

 

Рисунок

 

Рис. 2 Библиотека Ньюберри

 

Восточная коллекция рукописей Гарвардского университета хранится в двух библиотеках университета:

- Хаутонская Библиотека,

- Мемориальная Библиотека Виденера.

Коллекция восточных рукописей Хаутонской Библиотеки состоит из:

- 800 арабских рукописей,

- 65 персидских рукописей,

- 37 тюркских рукописей.

Коллекция восточных рукописей Мемориальной Библиотеки Виденера состоит из 306 томов арабографических рукописей.

Коллекция восточных рукописей Библиотеки Ньюберри в Чикаго состоит из 53 арабских, персидских и тюркских рукописей. Библиотека была основана в 1887 году, согласно завещанию Уолтера Ньюберри (Walter Newberry)12 (1804 – 1868 гг.), известного Чикагского бизнесмена. Восточные рукописи были приобретены как часть большего завещания, и собранны Генри Пробаско и Эвереттом Э. Айером.

Генри Пробаско (Henry Probasco) (1882-1902 гг.) был состоятельным бизнесменом Цинциннати, и страстным коллекционером редких книг и рукописей Европы и Востока. В 1890 году его коллекция рукописей была приобретена Библиотекой Ньюберри.

В 1911 году чикагский бизнесмен Эверетт Э. Айер (Everett E. Ayer)13 пожертвовал Библиотеке Ньюберри коллекцию редких книг и рукописей, охватывающую в основном американские издания, но также включая мусульманские рукописи. Большинство рукописей, приобретенных Пробаско и Айером, посвящены литературе и поэзии, юриспруденции. Имеются также десять копий Корана и восемь молитвенных книг.

В 1912 году Дункан Блэк МакДональд (Duncan Black MacDonald)14 составил неполный каталог арабографических рукописей под названием «Арабские и турецкие рукописи в Библиотеке Ньюберри»15.

Следует отметить, что работа, начатая первыми американскими исследователями стран Востока, продолжается до сих пор. Собранные ими арабографические рукописи представляют ценность для изучения истории и культуры Казахастана.

 

____________

 

[1] Официальный сайт Общества - http://www.umich.edu/~aos/

2 Официальный сайт журнала Общества - http://www.umich.edu/~aos/frntmtr.htm

3 Memorial of Edward Elbridge Salisbury. Journal of the American Oriental Society. Vol. 22 (1901), pp. 1-6.

4 With kindest regards: the correspondence of Charles Lang Freer and James McNeill Whistler. Smithsonian Institution Press, 1995

5 Официальный сайт Библиотеки - http://www.newberry.org/

6 Официальный сайт Центра - http://www.ii.umich.edu/cmenas

7 A Talk With Philip Hitti. AramcoWorld. July/August 1971.

8 Albert Hourani. Gibb, Sir Hamilton Alexander Rosskeen (1895–1971). Oxford Dictionary of National Biography. Oxford University Press, 2004.

9 In Memoriam: Gustave E. Von Grunebaum (1909-1972). International Journal of Middle East Studies. Vol. 4, No. 3 (Jul., 1973), pp. 355-358

10 Официальный сайт Ассоциации - http://mesana.org/

11 Diary of William Bentley. Salem: Essex Institute. 1905–1914. (4 vols.)

12 Appleton's Cyclopædia of American Biography: Lodge-Pickens. 1888. D. Appleton and Company. p. 502.

13 The life of Edward E. Ayer. Chicago, IL: A.C. McClurg. 1929.

14 Legacy of Duncan Black Macdonald. International Bulletin of Missionary Research. October 1980, pp. 162-165

15 The Arabic and Turkish Manuscripts in the Newberry Library. Newberry Library, 1912